Определите тропу: поезд бешено влетел, богатство и сила впечатлений смяли. Я думаю, что либо олицетворение, либо метафора.
10-11 класс
|
Олицетворение..........
поезд бешено влетел- олицетворение
огатство и сила впечатлений смяли - метафора
Другие вопросы из категории
однородных членах. Подберите или придумайте по одному примеру к каждой схеме.
Читайте также
Нужно составить план текста,
Определить тип и стиль текста.Заранее спасибо))
Память – одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого…
Лист бумаги. Сожмите его и расправьте. На нём останутся складки, и
если вы сожмёте его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам:
бумага «обладает памятью».
Памятью обладают различные растения, камень, на котором остаются
следы его происхождения и движения в ледниковый период, стекло, вода и
т.д.
На памяти древесины основана точнейшая специальная археологическая
дисциплина, произведшая в последнее время переворот в археологических
исследованиях, - там, где находят древесину, - дендрохронология («
дендрос» по-гречески «дерево»; дендрохронология – наука определять время
дерева).
Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющими новым
поколениям птиц совершать перелёты в нужном направлении к нужному
месту. В объяснении этих перелётов недостаточно изучать только
«навигационные приёмы и способы», которыми пользуются птицы. Важнее
всего память, заставляющая их искать зимовья и летовья – всегда одни и
те же.
А что и говорить о «генетической памяти» - памяти, заложенной в
веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к
следующим.
При этом память вовсе не механична. Это важнейший творческий процесс:
именно процесс и именно творческий. Запоминается то, что нужно; путём
памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые
навыки, общественные институты…
Память противостоит уничтожающей силе времени.
Это свойство памяти чрезвычайно важно.
Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но
благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы
предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим.
Память – преодоление времени, преодоление смерти.
В этом величайшее нравственной значение памяти. «Беспамятный» - это,
прежде всего, человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и
неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не
проходит бесследно. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что
поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих.
Он сам, очевидно, не привык беречь память о прошлом, испытывать чувство
благодарности к предкам, к их труду, их заботам и поэтому думает, что и о
нём всё будет позабыто.
Совесть – это, в основном, память, к которой присоединяется моральная
оценка совершённого. Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не
может быть и оценки. Без памяти нет совести.
показать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? От этого зависит так много... И прежде всего — состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу? Дело в том, что далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, «из букв вечно выходит какое-нибудь слово» (Гоголь)', и всякое слово что-нибудь да «значит»; слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то — «подержанное», расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно-мимолетное, что быстро уносится в позабытое прошлое... И это называется «чтением». Механизм без духа. Безответственная забава. «Невинное» развлечение. А на самом деле — культура верхоглядства и поток пошлости. Такого «чтения» ни один писатель себе не желает. Таких «читателей» мы все опасаемся. Ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл... Как возникло, как созрело написанное? Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал — надеялся и отчаивался. И захотелось ему поведать нам о чем-то таком, что для всех нас важно, что нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить. Значит — что-то значительное о чем-то важном и драгоценном. И вот он начинал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. Это было не легко, удавалось не всегда и не сразу. Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго; годами, иногда — всю жизнь; не расстается с нею ни днем, ни ночью; отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы; «болеет» ее темою и «исцеляется» писанием. Ищет сразу и правды, и красоты, и «точности»2 (по слову Пушкина), и верного стиля, и верного ритма, и все для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца... И, наконец, произведение готово. Последний просмотр строгим, зорким глазом; последние исправления — и книга отрывается, и уходит к читателю, неизвестному, далекому, может быть, — легковесно-капризному, может быть, — враждебно-придирчивому... Уходит — без него, без автора. Он выключает себя и оставляет читателя со своею книгою «наедине». И вот мы, читатели, беремся за эту книгу. Перед нами накопление чувств, постижений, идей, образов, волевых разрядов, указаний, призывов, доказательств, целое здание духа, которое дается нам прикровенно, как бы при помощи шифра. Оно скрыто за этими черными мертвыми крючочками, за этими общеизвестными, поблекшими словами, за этими общедоступными образами, за этими отвлеченными понятиями. Жизнь, яркость, силу, смысл, дух — должен из-за них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: всуе будет его «чтение» и книга пройдет мимо него. Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному... Но, к сожалению, это совсем не так. Почему? Потому, что настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание; оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца. Надо пережить страсть — страстным чувством; надо переживать драму и трагедию живою волею; в нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, встрепетать своею нежностью, взглянуть во все глуби и дали, а великая идея может потребовать не более и не менее как всего человека. Это означает, что читатель призван верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. Только при этом условии состоится желанная встреча между обоими и читателю откроется то важное и значительное, чем болел и над чем трудился писатель. Истинное чтение есть своего рода художественное ясновидение, которое призвано и способно верно и полно воспроизвести духовные видения другого человека, жить в них, наслаждаться ими и обогащаться ими. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Это есть сила духа — оживлять буквы, раскрывать перспективу образов и смысла за словами, заполнять внутренние «пространства» души, созерцать нематериальное, отождествляться с незнаемыми или даже умершими людьми и вместе с автором художественно и мыслительно постигать сущность богозданного мира. Читать — значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить — значит творить. Это есть борьба за духовную встречу; это есть свободное единение с тем, кто впервые приобрел и закопал искомый клад. И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного». Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее. По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов...
текста. Сформулируйте позицию автора. При комментировании можете
использовать подсказки — материал для сочинения.
Чуть ли
не на каждом шагу мы вносим свой вклад в уничтожение дикой природы.
Таких примеров можно приводить множество. И всё это происходит лишь
потому, что нарушается простой жизненный принцип: если можешь, не
причиняй беспокойства другим. Великий французский писатель Антуан
де Сент-Экзюпери вложил в уста одного из своих героев мудрые слова: «Ты
всегда в ответе за тех, кого приручил». Гордясь своим разумом и силой,
не следует забывать о том, что человек, в сущности, лишь совсем недавно
перешагнул тонкую грань, отделяющую его от животного. И не абсолютный
разум в нас, а только первые проблески его.Чтобы лучше
осознать необходимость защиты природы, мы должны определить, чем же мы
обязаны животному миру, кроме того, что сами являемся его
представителями.(По А. Агееву)
Материал для сочинения: Автор
поднимает такую актуальную проблему, как... По мнению Агеева, в своём
отношении к миру человечество должно руководствоваться простым
принципом... Не случайно автор цитирует... Эти слова напоминают нам о
том, что... Действительно, человек не должен забывать о том, что...Я думаю, что позицию автора можно сформулировать следующим образом...
выполните задания 1—3.
В 70-е годы ХХ века иллюзии «социализма с человеческим ли-
цом» исчерпались и началась третья волна эмиграции. Но еще боль-
шее число людей ушло во «внутреннюю эмиграцию». Гуманитарии
старались сосредоточиться на темах далекого прошлого, чтобы избе-
жать контакта с «великой направляющей силой — Коммунистиче-
ской партией», или на зарубежной тематике: под видом разоблаче-
ния «гнилой буржуазной идеологии» авторы пытались хоть что-то
рассказать о зарубежном искусстве и философии.
Я тоже оказалась во внутренней эмиграции: мы, поэты, худож-
ники, музыканты, собирались по домам, где устраивались выставки,
литературные и музыкальные вечера и обсуждалась текущая жизнь.
Обменивались самиздатом и ксерокопиями со всяких запрещенных
или недоступных книг. В это число входили вообще все интересные
книги. Фильмы смотрели на «спецпросмотрах», куда удавалось про-
тиснуться вместе с кем-нибудь, кто был туда допущен.
В 70-е было понятие «нетленка», быстро ставшее ироническим:
оно означало то, что было сделано не для заработка, а для «вечно-
сти»: книги, писавшиеся «в стол», фильмы, снимавшиеся «на пол-
ку», картины, которые нельзя было выставить.
Но это время, которое со стороны может показаться невыноси-
мым, имело свои большие плюсы. Сладость запретного плода по-
родила энтузиазм познания: мое поколение в целом образованнее
и предыдущих, и последующих. Это благодаря появлению копиро-
вальных машин. Каждая попадавшая в Москву книга (а попадали
они только в Москву и частично доходили до Ленинграда) распро-
странялась тысячами копий. Так что от Кьеркегора, Ницше, Юнга,
Штайнера до Владимира Набокова все было изучено.
Многие учили иностранные языки, с тем чтобы читать тексты, не
переведенные на русский. Предыдущие советские поколения были ли-
шены возможности знать что-либо, не попадавшее в официальный на-
бор, последующие, живущие в 90-х, оказались в ситуации лени: когда
есть все, делаешь то, что нужно по работе, а в оставшееся от зараба-
тывания денег время «отрываешься»: клуб, бар, ресторан, шоппинг,
телевизор, курорт. На самосовершенствование, постижение смысла
жизни, неоплачиваемое творчество не остается ни сил, ни времени.
(По Т. Щербина)
1. Сформулируйте проблему (одну из проблем), поставленную(-ых) ав-
тором текста (1—2 предложения).
2. Определите позицию автора (2—3 предложения).
3. Объясните свою позицию в отношении поставленной проблемы (4—5
предложений).
1) Вспоминаю как мы с товарищем, приехавшим ко мне в гости, долго шли по берегу нашего моря.
2) Не понять ядрёной смоляной лапы в стеклянной банке пока не напокупаешься бескровных столичных мимоз.
3) Когда солнышко пригреет красна ягодка созреет.
4) В тот зимний вечер о котором я рассказываю у нас в семье украшали ёлку.
5) Лектор рассказывал так, что все сидящее с интересом слушали его.
6) Сон пришел чуть только я закрыл глаза.
7) Всякое дело велико если оно исполнено по зову родины.
8) Ценность человека определяется той пользой которую он может принести своему обществу.
9) Знания которые не пополняются убывают с каждым днём.
10) Никогда не думайте, что вы все уже знаете.
11) Смелый там найдет, где робкий потеряет.