1. Выразительно прочитайте текст. Какие типы речи в нём представлены? Какие основные части можно выделить в данном тексте?2. Найдите в тексте такие синтак
10-11 класс
|
сические средства, как бессоюзие, инверсия, односоставные предложения, сравнение, риторическое восклицание. Каково их художественное назначение в данном тексте? Выпишите примеры, иллюстрирующие указанные выразительные средства синтаксиса.Белые ночиСлушай: теперь я расскажу тебе о белых ночах далёкого севера.Всё время они вспоминались мне здесь, на юге, среди этой чрезмерной, пышной и декоративной природы, вспоминались, как иногда сквозь туман многих годов вспоминается робкий поцелуй холодных девических уст, — такой быстрый, трепещущий, пугливый поцелуй в полутьме вечера, у окна, заставленного цветами, за занавеской, которую слабо надувает ветер.Как часто тогда грезились мне петербургские белые ночи... Белые, мистические, бессонные ночи!Нет возможности описать их нежного, тревожного, болезненного очарования. Их странное томление начинается с восьми, девяти, одиннадцати часов вечера. Ждёшь ночи, сумерек, но их нет.29Занавески на окнах белые. Тянет на улицу... Полночь. Час ночи. На улице много народа. Но кажется, что все держатся около стен, идут осторожными, уклончивыми шагами, говорят вполголоса. Точно вот-вот в этом фальшивом полусвете, в этом полусне откроется над городом какая-то старинная тайна, и все предчувствуют её и боятся её. Небо распростёрлось над землёй — однотонное, мокрое, молочно-белое. Ясно издалека видны фигуры людей, даже их лица, видны вывески магазинов, видны кроткие ресницы у спящих извозчичьих лошадей.Широкая река, такая спокойная в своей тёмной гранитной раме. Вся она как жидкое белое молоко. Только редкие ленивые морщинки на ней отливают в изломах синим цветом. Всё — и небо и вода — похоже на игру перламутра, с его неуловимыми розовыми и голубыми оттенками.И вот я вхожу в широкую уединённую улицу. Насколько хватает глаз, на ней нет ни одного человека. Шаги мои будят звонкие отзвуки. Налево, направо — огромные здания, в четыре-пять этажей. Но ни в одном окне нет огня, только бледный свет неба плоско блестит в чёрных стёклах, которые похожи теперь на ослепшие глаза.Громадный дом протянулся от переулка. Слепые окна в пять рядов. Сколько людей живёт здесь? Триста, четыреста человек? Мне кажется, я вижу, как они лежат сверху донизу и вдоль, один над другим, лежат на спине, на боку, с раскрытыми ртами, терзаемые нездоровыми сновидениями, лежат так близко и так далеко друг от друга! Кто знает, какие злые шутки есть в распоряжении у судьбы? Вот, может быть, два человека, которые всю жизнь ищут, алчут друг друга, лежат теперь рядом, голова к голове, ноги к ногам, разделённые только четвертью аршина стены? И может быть, никогда в жизни им не суждено встретиться, узнать друг друга, напоить взаимную3031. Используя данные в упражнении материалы, составьте высказывание на лингвистическую тему об односоставных предложениях. Из упражнения 30 выпишите примеры сказуемых разных видов.Односоставные предложения с одним главным членом предложения — сказуемым.1. Определённо-личные: действующее лицо не названо, но подразумевается как определённое лицо: действуют я, ты, мы, вы.2. Неопределённо-личные: действующее лицо не названо и подразумевается как неопределённое лицо: действует кто-то, они.3. Безличные: действующее лицо не названо и не подразумевается: нет ответа на вопрос кто действует?Односоставные предложения с одним главным членом предложения — подлежащим — назывные.32. 1 Спишите сложные предложения, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. Повторно запишите каждое предложение, преобразовав бессоюзные предложения в союзные сложносочинённые (ССП) или сложноподчинённые (СПП) предложения. В скобках укажите вид сложного союзного предложения.1. Днём в саду было тихо беспокойные птицы улетели на юг (К. Паустовский). 2. Дверь была зап..рта занятия в лаборатории уже закончились (Ю. Сотник). 3. До сих пор я осени почти не замечал в саду ещё не было запаха прелой листвы (К. Паустовский).4. Мне стало стыдно за себя н.. разу в жизни я не проявил настоящего интереса к тому, что он делал (Ф. Искандер). 5. Солнце село31жажду светом и счастьем. Триста человек спят и грезят в этом каменном чемодане, друг над другом. О, какой ужас скрывается в этой мысли! Мокрые белесоватые здания. Ни души на улице.Наступает утро. В небе и в широкой реке зажигаются глубокие, но не яркие цвета, точно в драгоценном опале — нежные, переливающиеся цвета: розовый, голубой, лиловый.
Белые ночи. Белые, мистические, бессонные ночи! Полночь. Час ночи. - односоставные назывные (номинативные)
Слушай.. Ждёшь ночи, сумерек...- односоставное определенно-личное предложение.
Как часто тогда грезились мне петербургские белые ночи.. - риторическое скрытое восклицание, инверсия.
Сколько людей живёт здесь? Триста, четыреста человек? - риторические вопросы.
Точно вот-вот в этом фальшивом полусвете, в этом полусне откроется над городом какая-то старинная тайна...- инверсия.
Другие вопросы из категории
Читайте также
Молодость - вся жизнь.
Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя
взрослая жизнь будет в какой - то совершенно иной обстановке, как бы в
ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не
останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе.
Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть.
И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг
знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья - старые.
Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость - это время
сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба
очень помогает и в горе, и в радости. Неразделенная радость - не радость.
Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит
пора несчастий, пора утрат, опять - таки нельзя быть одному. Горе человеку,
если он один.
Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Ничто из
приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные
в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к
работе - работа вечно будет доставлять радость. Хорошие навыки молодости
облегчат жизнь, дурные - усложнят ее и затруднят.
И еще. Есть русская пословица: « Береги честь смолоду». В памяти
остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать,
дурные не давать спать.
Какие чувства вызвал у вас текст?
- Как вы относитесь к высказыванию Д. С. Лихачева?
- Какую основную мысль можно выделить в тексте?
- Что вы хотели бы высказать по поводу данной темы?
- Как вы поняли предложение « Ничто из приобретенного в молодости не
проходит бесследно»?
пойматькота.Это оказался тощий кот-беспризорник.Сначала мы хотели его как следует проучить.Потом решили накормить его.Мы дали ему жареную свинину,творожники и сметана.
С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.
СКОЛЬКО ЧАСТЕЙ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ В ТЕКСТЕ.ОПРЕДЕЛИТЕ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОЙ ЧАСТИ КРАТКО,ОДНИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.ЗАПИШИТЕ ЭТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ЧТО У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ? ПО СОСТАВЛЕННОМУ ПЛАНУ ПЕРЕСКАЖИТЕ ТЕКСТ СВОИМИ СЛОВАМИ.
Один раз нам удалось поймать кота.Это оказался тощий кот-беспризорник.Сначала мы хотели его как следует проучить.Потом решили накормить его.Мы дали ему жареную свинину,творожники и сметана.
С этого дня он у нас прижился и перестал воровать.
СКОЛЬКО ЧАСТЕЙ МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ В ТЕКСТЕ.ОПРЕДЕЛИТЕ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАЖДОЙ ЧАСТИ КРАТКО,ОДНИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.ЗАПИШИТЕ ЭТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ЧТО У ВАС ПОЛУЧИЛОСЬ? ПО СОСТАВЛЕННОМУ ПЛАНУ ПЕРЕСКАЖИТЕ ТЕКСТ СВОИМИ СЛОВАМИ.
выберите тип речи текста.
влажный в…т…рок изредк…наб…гае тле…кой в…лнойслыш…т?ся …держа…ый (не)ясный ш…пот ночи д…ревья слабо шумят облитые тенью. Вот вы сели лошади разом тронулись застучала т…лега.
Край неба але…т в б…резах пр…сыпаются (не)ловко перелетывают галки воробьи ч…рикают около ч…рных скирд. Св…тлеет воздух в…дней дорога яснее…т небо б…леют тучки з…л…неют поля . В избах красным огнем г…рят лучины за в…ротами слышны заспа…ые голоса. А между тем з…ряразг…рается вот уже з…л…тые полосы прот…нулись по небу в оврагах клубятся пары жав…р…нки громко поют предра…ветныйветер подул и тихо в…плывает б…гровое со…нце. Свет так и хлын…т потоком сердце в вас встр…п…нется как птица. Св…ж… весело любо! Д…л…ко видно кругом. Вон за рощей деревня вон подальше другая с белой церковью вон б…резовый лесок на г…ре за ним болото куда вы идете. Ж…вее кони ж…вее! Крупной рысью (в)перед! (По И.С.Тургеневу)
Задания:
1.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте запятые.
2.Определите стиль текста.
3.Какие типы речи взаимодействуют в данном тексте? Обоснуйте свое утверждение.
4.С какой целью автор использует восклицательные предложения?
5.Найдите в тексте слов , имеющие чередование гласных в корне, объясните их правописание.
6.Найдите в тексте сложное прилагательное, объясните его правописание.
7.Какой вид сложных предложений преобладает в тексте? Найдите все сложные предложения, начертите их схемы.
8.Сделайте фонетический разбор выделенных слов