"Вот скажите мне, Ваня. "
5-9 класс
|
Скажите грамматическую основу.
скажите Ваня, скажите двумя чертами, Ваня одной чертой
Здесь нет грамматической основы, это прямая речь.
Другие вопросы из категории
выражения мысли». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Читайте также
1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: — Жучка, Жучка!
3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
2. Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет».
1) сравнительный оборот
2) просторечные слова
3) противопоставление
4) метафора
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей».
2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю.
3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки.
4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.
4.В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) (7) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» — этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.
2) (8) Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.
3) (12) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.
4) (17) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.
5.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) (1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась.
2) (4) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая.
3) (6) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка.
4) (12) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
6.Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной».
1) сравнительный оборот
2) эпитеты
3) метафора
4) гипербола
7.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) (8) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
2) (12) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
3) (15) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
4) (23) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
1) Во все стороны расползалась громада разноэтажных зданий.
2) Не только, конечно, во щах было дело — учиться тоже хотелось, но трудно было учиться суровой голодной зимой тысяча девятьсот двадцать первого года.
3) В окне третьего этажа появился Слава — болезненный мальчик с бледным лицом и тонкими длинными пальцами.
4) Его дразнили «буржуем» за то, что он носил бант, играл на рояле и никогда не дрался. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
Цифры укажите в порядке возрастания.
Валаам стал поисти(1)е школой живописи для И. Шишкина: ра(2)ие валаамские полотна принесли ему серебря(3)ую медаль Академии художеств, а после того, как два пейзажа были награжде(4)ы золотой медалью, художника отправили в творческую поездку в Италию.
повеселей. –
(4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в
нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего
художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших
пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже,
Лондоне и у нас в Рязани. (9)Небось видели? (10)Я
вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на
стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух.
(11)Вспомнилось мне и первое, очень странное ощущение от гравюр.
(12)То были портреты старомодных людей, и я никак не мог
избавиться от их взглядов. (13)Толпа дам и мужчин в наглухо
застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого
столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием. –
(14)Приходит как-то в сельсовет кузнец Егор, – продолжил Лёня. –
(15)Нечем, говорит, чинить то, что требуется, потому давайте
колокола снимать. (16)Встревает тут Федосья, баба
из Пустыни: (17)«У Пожалостиных в доме старухи по медным
доскам ходят. (18)Что-то на тех досках нацарапано – не пойму.
(19)Эти доски и пригодятся». (20)Я пришёл к
Пожалостиным, сказал, в чём дело, и попросил эти доски
показать. (21)Старушка выносит доски, завёрнутые в чистый
рушник. (22)Я взглянул и замер. (23)Мать честная, до чего тонкая
работа, до чего твёрдо вырезано! (24)Особенно портрет Пугачёва –
глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.
(25)«Давайте мне доски на хранение, иначе их на гвозди
переплавят», – говорю ей. (26)3аплакала она и говорит: (27)«Что вы! (28)Это народная ценность, я их ни за что не отдам». (29)В общем, спасли мы эти доски – отправили в Рязань, в музей. (30)Потом
созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал.
(31)Я вышел и говорю: (32)«Не вы, а ваши дети поймут ценность этих
гравюр, а труд чужой почитать надо. (33)Человек вышел из
пастухов, десятки лет учился на чёрном хлебе и воде, в каждую
доску столько труда вложено, бессонных ночей, мучений
человеческих, таланта...» – (34)Таланта! – повторил Лёня громче. – (35)Это понимать надо! (36)Это беречь и ценить надо! (37)Ведь правда?
B 1 .
Замените просторечное слово «небось» в предложении 9
стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот
синоним.
B 2 .
Замените словосочетание «бессонных ночей» (предложение
33), построенное на основе согласования, синонимичным
словосочетанием со связью управление. Напишите
получившееся словосочетание.
В 3 . Выпишите грамматическую основу предложения 35.
B 4 .
Среди предложений 10—15 найдите предложение с
распространённым приложением. Напишите номер этого
предложения.
B 5 .
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые при вводном слове.
B 6 . Укажите количество грамматических основ в предложении 33. Ответ запишите цифрой.
B 7 .
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста
пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие
запятые между частями сложного предложения, связанными
подчинительной связью. Я пришёл к Пожалостиным,
(1) сказал, (2) в чём дело, (3) и попросил эти доски показать.
Старушка выносит доски, (4) завёрнутые в чистый рушник. Я
взглянул и замер.
В 8 . Среди предложений 15—19 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
B 9 .
Среди предложений 28—32 найдите сложноподчинённое
предложение с последовательным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
1) У Татьяны Львовны заболел внук, она не может от него отойти, а сегодня для библиотеки привезут дрова.
2) Она просто смотрела на нас как на взрослых, и улыбка всё отчётливее проступала на лице.
3) На двери по-прежнему висел замок, а во дворе валялись брёвна, сброшенные, видно, с машины как попало.
4) А через пятнадцать минут во двор, придерживая платок, ворвалась Татьяна Львовна.