Статистика
Всего в нашей базе более 4 327 664 вопросов и 6 445 981 ответов!

Всё про полногласные и неполногласные сочитания

5-9 класс

НастюшаАртеменко2013 25 нояб. 2014 г., 18:24:02 (9 лет назад)
Рейтинг
+ 0 -
0 Жалоба
+ 0 -
RollyLife
25 нояб. 2014 г., 19:40:02 (9 лет назад)

Полногласные и неполногласные сочетания
Найдите похожие слова в предложении Вратарь замер в воротах, готовясь отбить мяч. Вы, конечно, догадались: похожие слова - вратарь и ворота. И в то же время они немножко разные: в одном буквосочетание -ра-, в другом------ оро-. Первое -коротенькое, как бы неполное по сравнению со вторым. Первое называется непол-ногласным, второе - полногласным.
Откуда взялись в русском языке такие полногласные и неполногласные пары? Они выросли из старинной дружбы русского языка с другим славянским языком. Тысячу'лет назад на русской земле появились первые книги, переведенные с греческого языка на язык, который теперь называют старославянским. Он был понятен русским людям. В этом языке встречалось много слов с неполногласными сочетаниями: глава, глас, град, врата. Они "прижились" в нашем языке и "построились в пары" с нашими словами: голова, голос, город, ворота. Так появилась в нашей речи полногласные и неполногласные сочетания
О полногласии или неполногласии мы говорим тогда, когда у слова есть пара.
Непроверяемые гласные в корне
Полногласные и неполногласные сочетания в корне
В русском языке много слов, где гласные в корне нельзя проверить сильной позицией, т.е. невозможно подобрать пример, в котором гласный стоял бы под ударением: сапог, топор, винегрет.
В школе подобные слова называются словарными. То, как их следует писать, мы узнаем из словарей. В этом случае «работает» традиционный принцип русской орфографии. И здесь остается только один путь – запоминание. Чаще всего не поддаются проверке заимствованные слова: архитектор, концепция, периферия, эскалатор. 
Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка. Среди них есть корни с так называемым неполногласием – -ра-, -ла-, -ре-, -ле-. Им соответствуют исконно русские (древнерусские) полногласные сочетания – -оро-, -оло-, -ере-, -ело-/-оло-:
град (старослав.) – город (русск.), здравие (старослав.) – здоровье (русск.);
глас (старослав.) – голос (русск.), злато (старослав.) – золото (русск.);
брег (старослав.) – берег (русск.), пред (старослав.) – перед (русск.);
шлем (старослав.) – шелом, ошеломить (русск.), млеко (старослав.) – молоко (русск.).
Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.
В большинстве случаев сопоставление полногласных и неполногласных сочетаний не вызывает трудностей. Однако не все соответственные пары возможно восстановить в современном языке, например: в парах мороз – мраз, корова – крава второй вариант корня утрачен, он есть лишь в других славянских языках. Есть слово благо (старослав.), но слово с полногласием болого не сохранилось в современном литературном языке, есть лишь Бологое (имя собственное, название населенного пункта).
Многие из слов, имеющих старославянское происхождение, стилистически окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др. – высокие. Они были принадлежностью книжной, торжественной и поэтической речи. Это связано с тем, что старославянский язык, литературно-книжный язык всех славян IX–XI вв., был языком сакральным, т.е. на нем велось богослужение, именно на него с древнегреческого языка была переведена Библия. Другие слова со старославянскими корнями за долгую жизнь в русском языке утратили возвышенную окраску, обрели новое значение и употребляются как нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава: 1 – руководитель чего-либо; 2 – часть книги, статьи.

+ 0 -
Nastya2058
25 нояб. 2014 г., 22:38:31 (9 лет назад)

согласные - в русском языке 24 согласные гласные-10 гласных

в согласных есть мягкие звуки твердые звонкие парные и не парные глухие

в гласных есть гласные звуки и звуки е ё ю я- у которых 2 звука :

в начале  слова

после ь ъ

после согласных 

Ответить

Читайте также

(1)Для меня музыка – это всё. (2)Я люблю д(1)Для меня музыка – это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что

дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал,
аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!..
(6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою
собаку. (8)У меня такса, зовут Кит...
– (9)Представляешь? – рассказывал дядя Женя. – (10)Он эту музыку
прямо на ходу сочиняет.
(11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь,
что будет дальше. (13)Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и
подвывает. (14)Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова?
– (15)Андрюха, решено! – вскричал дядя Женя. – (16)Учись джазу!
(17)3десь, в Доме культуры, есть такая студия.
(18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один.
(19)Только с Китом. (20)Для Кита пение – всё, поэтому я взял его с собой на
прослушивание.
(21)Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном
настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!
(23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом
культуры нельзя.
(24)В комнату для прослушивания я вошёл без Кита, взял гитару, но не
мог начать, хоть ты тресни!..
– (25)Ты не подходишь, – сказали мне. – (26)Слуха нет. (27)Кит чуть не
умер от радости, когда я вышел.
«(28)Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!» – всем своим видом говорил он, и
хвост его отбивал ритм по тротуару. (31)Дома я позвонил дяде Жене.
– (32)У меня нет слуха, – говорю. – (33)Я не подхожу.
– (34)Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. –
(35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поёшь,
как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз не музыка;

Помогите сделать творческую по химии!!!!

Нужно найти всё про МЕДЬ
притчи, сказки, стихи, сканворды, загадки, синквейны.

помогите пожалуйста написать сочинение - рассуждение,раскрывая смысл высказывания русского писателя К. Г. Паустовского :"Ещё Пушкин говорил о знаках

препинания. Они существуют,что бы выделить мысль,привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться"

_

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из текста М. М. Львовна "Моя собака любит джаз"

_

(1) Для меня музыка - это всё. (2) Я люблю джаз, как дядя Женя. (3) Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё думал напропалую в свой саксафон!..

(6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса,зовут Кит...

-(9)Представляешь? - рассказывал дядя Женя. - (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.

(11)Вот это по мне. (12_Самое интересное,когда играешь и не знаешь,что будет дальше. (13)Мы с Китом тоже: я бремчу на гитаре и пою, он лает и подвывыет. (14)Конечно,без слов - зачем нам с Китом слова?

-(15)Андрюха,решено! - вскричал дядя Женя. -(16)Учусь джазу! (17)Здесь,в Доме культуры,есть такая студия.

(18)Джаз,конечно,это здорово,но вот загвоздка: я не могу петь один.(19)Только с Китом. (20)Для Кита пение - всё,поэтому я взял его с собой на прослушивание.

(21)Кит,съев варёную колбасу из холодильника,шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало,сколько надежд!

(23)Но моя радость улетучилась,когда оказалось,что с собаками в Дом культуры нельзя.

(24)В комнату для прослушивания я вошёл без Кита,взял гитару,но не мог начать,хоть ты тресни!..

-(25)Ты не подходишь, - сказали мне. -(26)Слуха нет. (27)Кит чуть не умер от радости,когда я вышел.

"(28)Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!" - всем мвоим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару. (31)Дома я позвонил дяде Жене.

-(32)У меня нет слуха, - говорю. - (33)Я не подхожу.

- (34)Слух - ничто, - сказал дядя Женя с презрением. - (35)Подумаешь,ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поёшь,как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз не музыка; джаз - это состояние.

(39)Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит. (41)На этом фоне я изобразил тикание часов и крики чаек, а Кит - гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43)А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке...

(44)И песня пошла...

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя К.Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они

существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. текст (1)Для меня музыка – это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!.. (6)Там всё про меня, в этой музыке. (7)То есть про меня и про мою собаку. (8)У меня такса, зовутКит... – (9)Представляешь? – рассказывал дядя Женя. – (10)Он эту музыку прямо на ходу сочиняет. (11)Вот это по мне. (12)Самое интересное, когда играешь и не знаешь, что будет дальше. (13)Мы с Китом тоже: я бренчу на гитаре и пою, он лает и подвывает. (14)Конечно, без слов – зачем нам с Китом слова? – (15)Андрюха, решено! – вскричал дядя Женя. – (16)Учись джазу! (17)3десь, вДоме культуры, есть такая студия. (18)Джаз, конечно, это здорово, но вот загвоздка: я не могу петь один. (19)Только с Китом. (20)Для Кита пение – всё, поэтому я взял его с собой на прослушивание. (21)Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. (22)Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд! (23)Но моя радость улетучилась, когда оказалось, что с собаками в Дом культурынельзя. (24)В комнату для прослушивания я вошёл без Кита, взял гитару, но не мог начать, хоть ты тресни!.. – (25)Ты не подходишь, – сказали мне. – (26)Слуха нет. (27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел. «(28)Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!» – всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару. (31)Дома я позвонил дяде Жене. – (32)У меня нет слуха, – говорю. – (33)Яне подхожу. – (34)Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз не музыка; джаз – это состояние души. (39)Положив трубку, я извлёк из гитары квакающий звук. (40)Взвыл Кит. (41)На этом фоне я изобразил тиканье часов и крики чаек, а Кит – гудок паровоза и гудок парохода. (42)Он знал, как поднять мой ослабевший дух. (43)А я вспомнил, до чего был жуткий мороз, когда мы с Китом выбрали друг друга на Птичьем рынке... (44)И песня пошла...



Вы находитесь на странице вопроса "Всё про полногласные и неполногласные сочитания", категории "русский язык". Данный вопрос относится к разделу "5-9" классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "русский язык". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.