Статистика
Всего в нашей базе более 4 327 664 вопросов и 6 445 981 ответов!

Сообщение на тему (риторический вопрос как синтаксическое средство выразительности речи)

5-9 класс

Поля15265478778 04 янв. 2014 г., 7:57:41 (10 лет назад)
Рейтинг
+ 0 -
0 Жалоба
+ 0 -
Aseel
04 янв. 2014 г., 10:19:13 (10 лет назад)

Ритори́ческий вопро́с — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. По сути, риторический вопрос — это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности. В любом случае вопросительное высказывание подразумевает вполне определённый, всем известный ответ, так что риторический вопрос, фактически, представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме. Например, задающий вопрос «Сколько еще мы будем терпеть эту несправедливость?» не ожидает ответа, а хочет подчеркнуть, что «Мы терпим несправедливость, причём слишком долго.» и как бы намекает что «Пора уже перестать её терпеть и предпринять что-то по этому поводу.» Риторический вопрос применяется для усиления выразительности (выделения, подчёркивания) той или иной фразы. Характерной чертой этих оборотов является условность, то есть употребление грамматической формы и интонации вопроса в случаях, которые, по существу, её не требуют. Риторический вопрос, так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, — своеобразные обороты речи, усиливающие её выразительность, — т. н. фигуры. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, то есть употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу её не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особо подчёркнутый оттенок, усиливающий её выразительность. Так, риторический вопрос представляет собой, в сущности, утверждение, высказанное лишь в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен, например: Могу ль узреть во блеске новом Мечты увядшей красоту? Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу?

Ответить

Читайте также

1. В каком предложении средством выразительности является сравнение?

1. Лонгрен, матрос «Ориона», крепкого трехсоттонного брига, на котором он прослужил 10 лет и к которому был привязан сильнее, чем иной сын к родной матери, должен был, наконец, покинуть службу.

2. В одно из его редких возвращений домой он не увидел, как всегда еще издали, на пороге дома свою жену Мери, всплескивающую руками и бегущую навстречу до потери дыхания.

3. Вместо нее у детской кроватки – нового предмета в маленьком доме Лонгрена – стояла взволнованная соседка.

4. В это время произошло событие, тень которого, павшая на отца, укрыла и дочь.

2. В каком предложении средством выразительности является фразеологизм?

1. Взад и вперед от приморской деревни в город составляло не менее трех часов скорой ходьбы, но Мери не послушалась советов рассказчицы.

2. Довольно мне колоть вам глаза, - сказала она, - и так уж нет почти ни одной семьи, где я не взяла бы в долг хлеба, чаю или муки.

3. Заложу колечко, и кончено.

4. Она сходила, вернулась, а на другой день слегла в жару и бреду.

3. В каком предложении средством выразительности является инверсия?

1. Была весна, ранняя и суровая, как зима, но в другом роде; недели на три припал к холодной земле резкий береговой норд.

2. Рыбачьи лодки образовали на белом песке длинный ряд темных килей.

3. Никто не отваживался заняться промыслом в такую погоду.

4. Все трубы Каперны дымились с утра до вечера, трепля дым по крутым крышам.

4. В каком предложении средством выразительности являются эпитеты?

1. Чтобы задобрить отца и выторговать лишнее, приказчик захватывал с собой для девочки пару яблок, пирожок, горсть орехов.

2.«Эх, вы,- говорил Лонгрен, - да я неделю сидел над этим ботом. - Посмотри, что за прочность, а осадка, а доброта?

3. Кончалось тем, что тихая возня девочки, мурлыкавшей над своим яблоком, лишала Лонгрена стойкости и охоты спорить; он уступал, а приказчик, набив корзину превосходными прочными игрушками, уходил, посмеиваясь в усы.

4. В этом мире, естественно, возвышалась над всем фигура капитана, он был судьбой, душой и разумом корабля.

5. В каком предложении средством выразительности является метафора?

1. В суровом молчании, как жрецы, двигались повара; их белые колпаки на фоне почерневших стен придавали работе характер торжественного служения.

2. Там, на длинном столе лежали радужные фазаны, серые утки, пестрые куры.

3. На кухне Грэй немного робел: ему казалось, что здесь всем двигают темные силы, власть которых есть главная пружина жизни замка; окрики звучали как команда и заклинание.

4. Грэй не был еще так высок, чтобы взглянуть в самую большую кастрюлю, бурлившую подобно Везувию, но чувствовал к ней особенное почтение.



6. В каком предложении средством выразительности является сравнение?

1.Там, где они плыли, слева волнистым сгущением тьмы проступал берег.

2.Грэй слышал перебранку и лай.

3. Печная дверца, прогоревшая дырочками, сквозь которые виден пылающий уголь.

4. Направо был океан, явственный, как присутствие спящего человека.

7. В каком предложении средством выразительности является фразеологизм?

1.»Секрет» в это время огибал небольшой мыс, держась к берегу углом левого борта; негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнем алого шелка.

2.В её простоте, ликуя, развертывалось и рокотало волнение.

3. Не помня, как оставила дом, Ассоль бежала уже к морю, подхваченная неодолимым ветром события.

4. На первом углу она остановилась почти без сил; ее ноги подкашивались, дыхание срывалось, сознание держалось на волоске.

8. В каком предложении средством выразительности являются эпитеты?

1.Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее.

2.Она осталась одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо, беспомощно протянув руки к высокому кораблю.

3.От него отделилась лодка, полная гребцов.

4.Среди них стоял тот, кого,как ей показалось теперь, она знала, смутно помнила с детства.

9. В каком предложении средством выразительности является метафора?

1.Она кивнула, держась за его пояс, с новой душой и трепетно зажмуренными глазами.

2.Счастье сидело в ней пушистым котёнком.

3. Когда Ассоль решилась открыть глаза, покачиванье шлюпки, блеск волн, - все было сном.

4. Не помня - как, она поднялась по трапу в сильных руках Грэя.

10. В каком предложении средством выразительности является эпитет?

1.Опять Ассоль закрыла глаза, боясь, что все это цсчезнет, если она будет смотреть.

2.Грэй взял ее руки и, зная уже теперь, куда можно безопасно идти, она спрятала лицо на груди друга, пришедшего так волшебно.

3. Бережно, но со смехом, сам потрясенный и удивленный тем, что наступила невыразимая, недоступная никому драгоценная минута, Грэй поднял за подбородок вверх это давно- давно пригрезившееся лицо, и глаза девушки, наконец, ясно раскрылись.

4. В них было все лучшее человека.

«Стремясь точнее выразить суть понятий, автор прибегает к использованию такого синтаксического средства выразительности, как_____(например, в

предложениях 12, 14), такого тропа, как_____ («хамство убивает наповал» в предложении 15). Такие лексические средства, как_____ («острый на язык» в предложении 10) и _____ («шпана» в предложении 7, «стушевались» в предложении 9), помогают автору выразить своё отношение к виновникам конфликта, описанного в предложениях 7- 10». Список терминов:

1) сравнительный оборот

2) метафора

3) анафора

4) ряды однородных членов

5) диалектизмы

6) фразеологизм

7) разговорная и просторечная лексика

8) риторический вопрос

9) термины

(1) Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». (2)Говорят, с «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово «хамство», так и не смог.

(3)Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы - это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются.

(4)Наглость – это, в общем-то, способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство - это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ; грубо можно даже в любви объясняться и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо по форме - резко, крикливо и претенциозно.

(5)Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения, при этом всё-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадёжно плачевном состоянии человечества в целом. (6)Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но всё же оставляют им какой-то шанс, какую-то надежду справиться с этим злом и что-то ему противопоставить.

(7)Помню, еду я в ленинградском трамвае, а напротив меня сидит пожилой человек, и заходит какая-то шпана на остановке и начинает этого старика грубо, нагло и нахально задевать, и тот им что-то возражает, и кто-то из этих наглецов говорит: «Тебе, дед, в могилу давно пора!» (8)А старик отвечает: «Боюсь, что ты с твоей наглостью и туда раньше меня успеешь!» (9)Тут раздался общий смех, и хулиганы как-то стушевались. (10)То есть имела место грубость, наглость, но старик оказался острый на язык и что-то противопоставил этой наглости.

(11)С хамством же всё иначе. (12)Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. (13)И вот я долго думал об этом и наконец сформулировал, что такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом умноженные на безнаказанность. (14)Именно в безнаказанности всё дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. (15)Именно безнаказанностью своей хамство убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство - что всегда «сверху вниз», что всегда «от сильного - слабому», это беспомощность одного и безнаказанность другого, хамство - это неравенство.

Составьте несколько предложений на тему "Я заблудился..." таким образом,чтобы показать свою взволнованность. Для этого используйте вопросительные и

восклицательные предложения, прямую речь и другие синтаксические средства выразительности.

Составьте несколько предложений на тему "Я заблудился..." таким образом,чтобы показать свою взволнованность. Для этого используйте вопросительные и

восклицательные предложения, прямую речь и другие синтаксические средства выразительности.



Вы находитесь на странице вопроса "Сообщение на тему (риторический вопрос как синтаксическое средство выразительности речи)", категории "русский язык". Данный вопрос относится к разделу "5-9" классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "русский язык". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.