Выпишите слова образованные бессуффиксным способом.
10-11 класс
|
Всяких переходов такого рода описано было множество — связанных и с половым созреванием, и с переменой социального статуса, и с вступлением в избранное сообщество воинов, колдунов или шаманов, но он все искал такого, когда от дикости и хамства юноша одномоментно входил в культурное состояние, в нравственную взрослую жизнь.
Переходов - от переходить, переменой - от переменить
Другие вопросы из категории
показать? Почувствуют ли то, что любило его сердце? И кто будет его читатель? От этого зависит так много... И прежде всего — состоится ли у него желанная, духовная встреча с теми далекими, но близкими, для которых он втайне писал свою книгу? Дело в том, что далеко не все читающие владеют искусством чтения: глаза бегают по буквам, «из букв вечно выходит какое-нибудь слово» (Гоголь)', и всякое слово что-нибудь да «значит»; слова и их значения связываются друг с другом, и читатель представляет себе что-то — «подержанное», расплывчатое, иногда непонятное, иногда приятно-мимолетное, что быстро уносится в позабытое прошлое... И это называется «чтением». Механизм без духа. Безответственная забава. «Невинное» развлечение. А на самом деле — культура верхоглядства и поток пошлости. Такого «чтения» ни один писатель себе не желает. Таких «читателей» мы все опасаемся. Ибо настоящее чтение происходит совсем иначе и имеет совсем иной смысл... Как возникло, как созрело написанное? Кто-то жил, любил, страдал и наслаждался; наблюдал, думал, желал — надеялся и отчаивался. И захотелось ему поведать нам о чем-то таком, что для всех нас важно, что нам необходимо духовно увидеть, прочувствовать, продумать и усвоить. Значит — что-то значительное о чем-то важном и драгоценном. И вот он начинал отыскивать верные образы, ясно-глубокие мысли и точные слова. Это было не легко, удавалось не всегда и не сразу. Ответственный писатель вынашивает свою книгу долго; годами, иногда — всю жизнь; не расстается с нею ни днем, ни ночью; отдает ей свои лучшие силы, свои вдохновенные часы; «болеет» ее темою и «исцеляется» писанием. Ищет сразу и правды, и красоты, и «точности»2 (по слову Пушкина), и верного стиля, и верного ритма, и все для того, чтобы рассказать, не искажая, видение своего сердца... И, наконец, произведение готово. Последний просмотр строгим, зорким глазом; последние исправления — и книга отрывается, и уходит к читателю, неизвестному, далекому, может быть, — легковесно-капризному, может быть, — враждебно-придирчивому... Уходит — без него, без автора. Он выключает себя и оставляет читателя со своею книгою «наедине». И вот мы, читатели, беремся за эту книгу. Перед нами накопление чувств, постижений, идей, образов, волевых разрядов, указаний, призывов, доказательств, целое здание духа, которое дается нам прикровенно, как бы при помощи шифра. Оно скрыто за этими черными мертвыми крючочками, за этими общеизвестными, поблекшими словами, за этими общедоступными образами, за этими отвлеченными понятиями. Жизнь, яркость, силу, смысл, дух — должен из-за них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором; и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто: всуе будет его «чтение» и книга пройдет мимо него. Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному... Но, к сожалению, это совсем не так. Почему? Потому, что настоящий читатель отдает книге свое свободное внимание, все свои душевные способности и свое умение вызывать в себе ту верную духовную установку, которая необходима для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к бегству напечатанных слов через сознание; оно требует сосредоточенного внимания и твердого желания верно услышать голос автора. Одного рассудка и пустого воображения для чтения недостаточно. Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца. Надо пережить страсть — страстным чувством; надо переживать драму и трагедию живою волею; в нежном лирическом стихотворении надо внять всем вздохам, встрепетать своею нежностью, взглянуть во все глуби и дали, а великая идея может потребовать не более и не менее как всего человека. Это означает, что читатель призван верно воспроизвести в себе душевный и духовный акт писателя, зажить этим актом и доверчиво отдаться ему. Только при этом условии состоится желанная встреча между обоими и читателю откроется то важное и значительное, чем болел и над чем трудился писатель. Истинное чтение есть своего рода художественное ясновидение, которое призвано и способно верно и полно воспроизвести духовные видения другого человека, жить в них, наслаждаться ими и обогащаться ими. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, даль и эпоху. Это есть сила духа — оживлять буквы, раскрывать перспективу образов и смысла за словами, заполнять внутренние «пространства» души, созерцать нематериальное, отождествляться с незнаемыми или даже умершими людьми и вместе с автором художественно и мыслительно постигать сущность богозданного мира. Читать — значит искать и находить: ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его во всей его полноте и присвоить его себе. Это есть творческий процесс, ибо воспроизводить — значит творить. Это есть борьба за духовную встречу; это есть свободное единение с тем, кто впервые приобрел и закопал искомый клад. И тому, кто никогда этого не добивался и не переживал, всегда будет казаться, что от него требуют «невозможного». Искусство чтения надо приобретать и вырабатывать в себе. Чтение должно быть углублено; оно должно стать творческим и созерцательным. И только тогда нам всем откроется его духовная ценность и его душеобразующая сила. Тогда мы поймем, что следует читать и чего читать не стоит, ибо есть чтение, углубляющее душу человека и строящее его характер, а есть чтение разлагающее и обессиливающее. По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает; и каждый человек есть то, как он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов...
Задание: Выпиши сущ и разбери их как часть речи.
Текст:В этой песне слышался и тихий звон весенней капели, и журчание хлопотливого ручейка.
Читайте также
был назначен на ближайший вторник.
31. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное путём перехода одной части речи в другую.
3 Издали доносились голоса. 4 Мы пошли на этот звук 5 Через пять минут мы встретились с отрядом Каменщика.
32. Из предложений 2-6 выпишите слово, образованное путём перехода одной части речи в другую.
2 Народ начал собираться в клубе после обеда. 3 Клуб стал наполняться дымом папирос и говором крестьян. 4 Вскоре появился председатель. 5 Он огласил тему выступления: «Положение трудящихся масс в Америке». 6 Все стихли и приготовились слушать.
33. Из предложений 4-6 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
4 Андрею приснился сон. 5 Будто из окна вылетает Никита и тянет свои ручищи к колыбели. 6 Наутро Андрей пошёл к Тимошихе, чтобы та разгадала ему сон.
34 Из предложений задания 33 выпишите слово, образованное путём перехода из одной части речи в другую.
35. Из предложений 5,6 выпишите слово, образованное суффиксальным способом.
5 Лесистый участок дороги мы проехали минут за двадцать. 6 Дальше начиналась степь
1)купленный
2)где-нибудь
3)доверху
4)размешать
2.какое слово образованно суффиксальным способом?
1)прочитать
2)преодолеть
3)походка
4)разрушение
3.какое слово образованно приставочным способом?
1)синь
2)управляемый
3)распланировать
4)семилетка
Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче. Благодарить его было нельзя. Он очень сердился, когда его благодарили за помощь.
(3)Он начался около деревушки Лопухи, на поляне, где косари забыли костер. (4)Дул суховей. (5)Огонь быстро погнало на север. (6)В небе, затянутом дымом, солнце висело как тяжелый багровый паук на плотной седой паутине. (7)Гарь разъедала глаза. (8)Падал медленный дождь из золы. (9)Он покрывал серым налетом тихую речную воду. (10)Стаи диких птиц бросались в огонь и сгорали. (11)По ночам угрюмое и тусклое зарево металось и клубилось на востоке. (12)- Я в ту пору, перед самым пожаром, - тихо рассказывал Прохор, подался к Малому озеру, взял ружьишко. (13)Встретился мне заяц, рыжий, с рваным ухом. (14)Я выстрелил, промахнулся: стар стал, глаз у меня, нет-нет да и мигнет не ко времени. (15)Плохой я охотник. (16)Днем это была самая духота. (17)Я от нее сомлел. (18)Лег под березу, заснул. (19)Проснулся от гари, вижу: ветер дым стелет над озером, глаза щиплет, дышать нечем. (20)Побежал я по ветру, а на том краю озера уже пламя шумит по осиннику, лижет мшары, ест траву на глазах. (21)Бегу, сослепу не знаю куда, ничего почитай не вижу, а тут прямо из-под ног скачет заяц и бежит вперед меня безо всякого страха, хромает, стрижет ушами. (22)Я за ним, думаю, может, вдвоем как-нибудь уйдем от погибели, потому лесной зверь лучше человека чует огонь. (23)Отстать боюсь, кричу ему: (24) «Потише беги, сделай милость!» (25)А он сам едва скачет. (26)Сколько так бежали мы с зайцем, не припомню. (27)Однако гарь стала легче. (28)Тут я упал: кончились мои силы. (29)Лежу, а рядом заяц лежит и громко дышит. (30)Я глянул, а у него задние лапы обгорели. (31)Отлежался я, взял того зайца в мешок, и добрели мы до своего села. (32)Понес зайца ветеринару, вылечить хотел. (33)Ветеринар смеется. (34) «Ты его, говорит, Прохор, лучше зажарь да съешь с картошкой». (35)Плюнул я, ушел, обозвал ветеринара нехорошим словом. (36)Помер заяц. (37)Перед ним я провинился, как перед дитем. (38)- Чем же ты, дед, провинился? (39)Прохор помолчал и улыбнулся: (40)-Как чем? (41)А у зайца-то, спасителя моего, ухо было рваное. (42) Зверя ведь тоже понимать надо, как ты думаешь, милый человек? (43)- А небось все охотишься? – сказал я Прохору. (44)- Н-н-не, милый, что ты! (45)Теперь я и ружьишко продал, ну его к лешему! (46)Теперь я руки на зайца не подыму.
1. Из предложений 6-8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом -
2. Из предложений 3-4 выпишите наречие -
3. Из предложения 32 выпишите словосочетание со связью примыкание –
4. Среди предложений 16-18 найдите простое неполное двусоставное предложение-
5. Среди предложений 1-6 найдите простое предложения с уточняющим обстоятельством
6. Среди предложений 16-28 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным -
7. Среди предложений 21-28 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи союза и определительного и личного местоимений - 8. Какие из перечисленных ниже средств выразительности использованы в предложениях 5-30?
1) эпитеты 2) метафора 3) гипербола 4) оксюморон 5) сравнение 6) эпифора 7) литота 8) диалектизм 9) окказионализмы 10) инверсия