Народная мудрость устного народного творчества
10-11 класс
|
Истоки народного поэтического творчества, или фольклора (от английского folk-1оге — народное знание, народная мудрость) , берут начало в глубокой древности. В те далекие времена люди не умели писать, поэтому все свои знания передавали в устных рассказах. Народная мудрость нашла отражение и в творчестве.
Стоит отметить, что фольклор это не только искусство слова, устная поэзия. В нем также присутствуют элементы театрализации — жесты, интонация, мимика, потому что все произведения исполняются вживую. Например, частушки до сих пор поют под аккомпанемент гармони или балалайки, нередко неотъемлемой частью песен является танец. Таким образом, устное народное творчество органично соединяет в себе характерные особенности нескольких видов искусств.
Другие вопросы из категории
состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) переводчик
2) проскакивая
3) разыгравший
4) стержневой
3. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, находящийся в состоянии глубокого равнодушия»?
1) скептический
2) хладнокровный
3) аскетичный
4) апатичный
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) к строяш..йся магистрал.., в светло-син..м костюм..
2) на открывш..мся форум.., перед цветущ..й вишн..й
3) под засохш..м топол..м , о дальнейш..м сотрудничеств..
4) до следующ..й встреч.., на развевающ..мся вымпел..
5. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, где на месте пропуска пишется Ь?
А. Пусть помнит..ся только хорошее.
Б. Многие любят людей, с которыми легко общат..ся.
В. Если вам встретит..ся непонятное слово, посмотрите в словарь.
Г. Не пряч..тесь от грозы под деревьями.
1) А, Б 2) Б, Г 3) В, Г 4) Б, В, Г
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) опт..мизм, подн..мающийся, интелл..ктуальный
2) ч..стоплотный, преодол..вающий, разб..рите
3) неприк..сновенный, препод..ватель, г..рящий
4) наивы..ший, изморо..ь (мелкий дождь), ле..тница
7. На месте каких(-ой) цифр(-ы) пишется НИ?
Кузнец Вакула вошел, н(1) говоря н(2) слова, н(3) снимая шапки,
и почти повалился на лавку. Заметно было, что он весьма н(4) в духе.
1) 1, 3 2) 2 3) 2, 4 4) 1, 2, 3
8. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (пол)Европы, (так)что, (по)крепче
2) одет (по)летнему, (экс)чемпион, (военно)воздушный
3) с кем(то), вряд(ли), (по)русски
4) (широко)форматный, (бледно)розовый, (юго)западный
9. Укажите неверное объяснение орфограммы (О/Ё после шипящих).
1) лучОм – в окончании существительного, под ударением
2) дешЁвый – в суффиксе прилагательного, под ударением
3) тушЁнка – в суффиксе причастия, сохраняющемся в производном от причастия прилагательном и существительном
4) вооружЁнный – в суффиксе причастия
10. В каком слове ударение на третьем слоге?
1) намерение
2) переключит
3) исключенный
4) кашлянуть
11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) несколько помидор
2) очень озяб
3) до две тысячи двадцать второго года
4) старые профессора
12. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Храня память о прошлом,
1) учёным понадобилось много времени на изучение старинных летописей.
2) монастыри стали неотъемлемой частью русской истории.
3) изучение истории имеет большое значение.
4) это помогает лучше понять настоящее.
13. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
2) В рассказе «Попрыгунья» Чехов осуждает прежде всего праздность.
3) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.
4) Кто бы ни приезжал в наш городок, все поражались чистоте и опрятности, в какой содержатся дворы, улицы, пристань.
14. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошёл вплотную к морю.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее ОДЕТЬ детей завтра.
3) После вчерашнего ливня в туфлях и улицу не перейдёшь, придётся ОДЕТЬ охотничьи сапоги.
4) Танцоров ОДЕЛИ в национальные костюмы.
15. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:
Пустили новую линию метро ( ) и жителям района стало удобно добираться до центра.
1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
16. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
Небо (1) сплошь усыпанное (2) зимними звёздами (3) опустилось на верхушки (4) спящих елей.
1) 1, 3, 4 – выделяются два причастных оборота
2) 2, 4 – выделяются два причастных оборота
3) 1, 3 – выделяется причастный оборот
4) 1, 2 – выделяется деепричастный оборот.
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Май (1) по словам старожилов (2) всегда был тёплым в этих краях.
Я думаю, что судить о достоинствах проекта (3) по словам дилетантов (4) никак нельзя.
1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3
18. Укажите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух.
2) Садков одинаково хорошо писал как городские так и сельские пейзажи.
3) Я видел только бой да слышал канонаду.
4) Птицы затаились на время или вовсе покинули эти места.
19. В каком предложении нужно поставить тире? (Знаки не расставлены.)
1) Жизнь прекрасна и удивительна.
2) Всё настраивало особым образом тихие сумерки шелест листвы звон воды.
3) Наша задача понять авторский замысел.
4) Науку надо любить у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.
20. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении:
В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если он кажется тебе пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.
1) 1, 2, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3
1)Ударник 2)ельник 3)сотрудник 4)наездник
2)Слово УВИДЕТЬ образовано приставочным способом, а УМЕНЬШИТЬ- приставочно-суффиксальным. Объясните ,почему у этих слов разный способ образования.(Ответ
должен состоять из 1-3 полных предложений.)
Читайте также
называется: а) познавательная; б) эмотивная; в) коммуникативная; г) аккумулятивная.
Слова типа кочет, цай, туес, дюже, гуторить являются
а) жаргонизмами;
б) диалектизмами;
в) терминами;
г) интернационализмами.
Правильная речь обусловлена:
а) знанием диалектизмов;
б) знанием нормативного аспекта;
в) знанием просторечия;
г) жаргонизмов.
Б) Под тонкими корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. В) Солнце встает над безоблачным горизонтом не встречаясь с облаками. Г) Выйдя в отставку, Державин посвятил себя литературным трудам.
С)ВЕСЕЛО ЗАБАВНО РАДОСТНО ШЛИ ДЕТИ.
Д)В СТЕПИ БЫЛО ПЕЧАЛЬНО И ТРЕВОЖНО.
Е)В ЛЕСУ НА ОПУШКИ СОБРАЛИСЬ ЛЕСТНЫЕ ЖИТЕЛИ.
СССССРРРРООООЧЧЧЧНННННООО ППППОООЖАЛУЙСТО
1) В свое повествование автор нередко вплетает поговорки и пословицы, которые выражают народную мудрость.
2) Юмор, который не вызывает мгновенной ответной реакции у зрителя или читателя, мертв.
3) Режиссеру очень хотелось, чтобы фильм «Гараж», который показывав многие социальные недостатки, устарел как можно скорее.
4) В 1892 г Д А Фет готовил итоговый сборник стихотворений r котором хотел уместить все созданное им за полвека.
А29. Какое высказывание противоречит точке зрения автора текста?
1) Противоречия между поколениями отцов и детей существовали всегда и будут существовать вечно.
2) В ваше время любая попытка наладить контакт между поколениями окажется бесплодной.
3) Душенная стойкость позволила жителям нашей мно1Х)страдальноЙ страны пережить исторические катаклизмы.
4) Убыстрившийся за последние столетия ход истории часто вызывает у людей чувство смятения, беспомощности, дезориентации.
АЗО. Какой(-ис) тип(-ы) речи представлсн(-ы) в предложениях 2-6?
1) повествование и рассу ждение
2) рассуждеиие и описание
3) описание и повесствовалие
4) повествование
А31. Какое значение имеет слово НЕВЕЖЕСТВЕННЫЕ (предложение 5)?
1) бесхарактерные
2) нечуткие
3) нетерпимые
4) малокультурные
В1. Укажите способ образования слова БЕСПОМОЩНОСТЬ (предложение 18).
В2. Из предложений 1 - 5 выпишите причастие.
В3. Укажитe тип подчинительной связи и словосочетании РЯД ПОТРЯСЕНИЙ (предложение 19).
В4. Среди предложений 20 - 25 найдите сложные, частью которых является односоставное безличное предложение. Напишите номера всех этих сложных предложений.
В5. Среди предложений 16 - 22 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
В6. Среди предложений 7 - 17 найдите сложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишитите номер этого предложения.
В7. Среди предложений 20 - 28 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи частицы и личного местоимения. Напишете номер этого предложения.
В8. «Автор текста Е. Корсневскаы цитирует письмо, пришедшее в редакцию журнала, чтобы определить круг проблемных вопросов. В этом письме семидесятидвухлетний москвич не только с болью в сердце поднимает актуальнейшую социальную проблему, но и создает точный портрет современного подростка. ___ в предложении 4 придает этому образу яркость, объемность. Неравнодушие Е. Кореневской к затронутой проблеме подчёркивают такие лексические и синтаксические средства выразительности, как ___ («фрасширившейся пропасти между отцами и детьми» в предложений 11), ___ («неуловимое мтовение». «странные старики»), ___ (предложение 14)».
Список терминов:
1) метафора
2) диалектизм
3) литота
4) ряд однородных членов
5) риторическое восклицание
6) сравнительный оборот
7) термины
8) индивидуально-авторское слово
9) эпитеты
проблеме(в чем суть этой проблемы и какие ее проявления)
3.Формулировка авторской позиции
4.Формулировка собственной позиции(2 аргумента: 1 из жизни, другой - из худ.лит-ры, тут желательно 2 из лит-ры)
Объем 2 страницы средним почерком
Есть старинная украинская легенда. Был у матери единственный сын. Женился он на девушке изумительной, невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в родной дом. Невзлюбила сноха свекровь, сказала мужу: «Пусть не заходит мать в хату, посели её в сенях». Поселил сын мать в сенях, запретил ей заходить в хату. Боялась мать показаться злой снохе на глаза. (Как только сноха шла через сени, мать пряталась под кровать. Но мало показалось снохе и этого. Говорит она мужу: «Чтобы и духом матери не пахло в доме. Пересели её в сарай». Переселил сын мать в сарай. Только по ночам выходила мать из тёмного сарая. Отдыхала однажды вечером молодая красавица под цветущей яблоней и увидела, как мать вышла из сарая. Рассвирепела жена, прибежала к мужу: «Если хочешь, чтобы я жила с тобой, убей мать, вынь из её груди сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновнее, околдовала его невиданная красота жены. Говорит он матери: «Пойдёмте, мама, покупаемся в реке». Идут к реке каменистым берегом. Споткнулась мать о камень. Рассердился сын: «Что ты, мама, спотыкаешься? Почему не смотришь под ноги? Так мы до вечера будем идти к реке». Пришли, разделись, искупались. Сын убил мать, вынул из её груди сердце, положил в кленовый листок, несёт. Трепещет материнское сердце. Споткнулся сын о камень, упал, ударился коленом, упало горячее материнское сердце на острый утёс, окровавилось, встрепенулось и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни, потри ладонью ушибленное место». 3арыдал сын, схватил горячее материнское сердце ладонями, прижал к груди, возвратился к реке, вложил сердце в растерзанную грудь, облил горькими слезами. Понял он, что никто никогда не любил его так преданно и бескорыстно, как родная мать. И столь огромной и неисчерпаемой была материнская любовь, столь глубоким и всесильным было желание материнского сердца видеть сына радостным и беззаботным, что ожило сердце, закрылась растерзанная грудь, встала мать и прижала кудрявую голову сына к груди. Не мог после этого сын возвратиться к жене-красавице, постылой стала она ему. Не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём степями и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце первыми своими лучами озаряет вершины курганов... Такова легенда, созданная народной мудростью. Нет любви сильнее материнской, нет нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских. Сыновняя благодарность... Сколько горьких дум и скорбных минут переживает материнское и отцовское сердце, чувствуя, что сын или дочь равнодушны, бессердечны, что они забыли о доб ре, сделанном для них матерью и отцом. И нет выше радости для человека, чувствующего приближение сумерек своей жизни, чем ра дость, источник которой есть признательность детей за добро и благо, созданные родителями во имя добра и блага детей. Неблагодарный сын, неблагодарная дочь - в сокровищнице народной морали это, пожалуй, самое острое, самое глубокое осуждение человеческих пороков.