Какие языковые средства выразительности используются в тексте? И пример
10-11 класс
|
Лесное пиршество
Природа, перед тем как отправить деревья на покой, устраивает каждый год лесной пир, последний лесной карнавал, своеобразную осеннюю2 выставку красоты леса. Каждое дерево одевается в свою одежду. Вот итоги!
И только сосны, кажется, равнодушны к земной суете своих собратьев. (Ф.Абрамов)
лесной пир,лесной карнавал,осенняя выставка,земная суета(эпитеты),отправить на покой,дерево одевается,сосны равнодушны(метафора)
Другие вопросы из категории
Читайте также
орфограммы и пунктуанационные знаки.
1) На небесах печальная луна
Встречается с веселою зареёю.
Одна горит,другая холодна.
Заря блестит невестой молодою.
Луна перед ней,как мертвая,бледна.
2)Жить и сгорать у всех в обычае.
Но жизнь тогда лишь обессмертишь,
Когда ей к свету и величию
Своею жертвой путь прочертишь.
Небо и дорога.
Прошла по листве мокрая гулкая буря, над лесной дорогой нашей разомкнулись деревья. В осиннике стало светло, и в лужах теперь стоит небо. Замрешь на берегу лужи, словно скала в небесах тебя держит, а снизу – сине. Глянешь - и гуси плывут в небесах под ногами, голова даже кружиться. И кажется, летишь. На что конь, и тот порой забудется и упрется перед лужей, глядит под ноги в небо бешеными глазами, словно в пропасть.
1) метафора 2) риторический вопрос 3) сравнение
4) олицетворение 5) инверсия
обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6) Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.
(8) Шла мимо девочка.
(9) Увидела рябинку, поахала.
(10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
(12) И она была по-своему права.
(13) Ехал на машине усатый дядька.
(14) – Ух ты…(15) Прямо картинка… (16) Шикарно!
(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
(19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.
(20) Что ж, он был тоже по-своему прав.
(21) Под вечер шли туристы.
(22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25) Мы народ организованный, должны подавать пример…
(26) Шел в сумерках влюбленный.
(27) – Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!
(29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. (31) Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… (32) А Люсенька обрадуется.
(33) На другой день приехал хозяйственник.
(34) – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
(35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.
(38) И он был по-своему прав.
(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.
(По Н. Соколовой)
Задания.
1) Каков смысл этой притчи? Исключите из перечня ответов лишний:
а) У каждого человека своя правда.
б) Надо задумываться над последствиями своих поступков.
в) Не кивайте на других, когда сами виноваты.
г) Надо беречь красоту.
2) Какая из указанных фраз звучит особенно иронично, потому что обнаруживает противоречие между словами героя и его действиями?
а) 11 б) 19 в) 25 г) 37
3) Определите стиль и тип речи__________________________
_____________________________________________________
4) Какие предложения связаны друг с другом с помощью контекстных синонимов?
а) 2 и 3 б) 5 и 6 в) 9 и 10 г) 13 и 17
5) В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, придавая тексту сказовый характер?
а) 1 б) 4 в) 19 г) 29
6) Сколько раз звук [с] встречается в предложениях 17-19?
7) Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8) Укажите способ образования подчеркнутых слов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9) В предложениях 29 – 38 найдите слово(-а) с тремя суффиксами.______________________________________
10) Объясните правописание суффикса причастия в предложении 7._______________________________________
11) Объясните правописание Н в слове ломаная (предложение 22)._____________________________________
12) К какой части речи относится первое слово в предложении 27?________________________________
13) Укажите номера предложений, в которых инфинитив выступает в роли глагола повелительного наклонения.
_____________________________________________________
14) Назовите часть речи, к которой принадлежит слово организованный в предложении 25.___________________
15) Из предложения 7 выпишите производный предлог.
_____________________________________________________
16) Среди предложений 1-5 найдите такое, где есть два слова с чередующейся гласной в корне, напишите номер предложения._____________________
17) Из предложений 8-10 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ._______________________________
18) Среди предложений 28 - 41 найдите распространенное(-ые) безличное(-ые). Запишите номер(-а)._________________
19) В первых трех абзацах найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер.__________
20) В предложениях 1-7 найдите предложение(-я), где есть обособленное обстоятельство, обособленное определение и сравнительный оборот.______________
21) Сколько придаточных в предложении 7?___________
22) Определите вид придаточного в предложении 19._______
23) Какие средства выразительности используются в тексте? Укажите их роль.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАЙТЕ ПОЖАЙЛУСТА ОТВЕТЫ НА ЭТО ЗАДАНИЯ С ПОЯСНЕНИЕМ .
вопросу? какие языковые средства использует? как они помогают понять авторскую позицию? Относится к молодому поколению отчасти поучительно, отчасти язвительно, видеть в нем элемент всеразрушающий, все отрицающий и ничего не создающий, -сделалось делом почти модным и потому чрезвычайно приятным и легким. Слова Космополитизм, нигилизм, сепаратизм, демократизм, материализм и прочие слова, имеющие смысл нарочито порочный,-рассыпаются щедрою рукой направо и налево, причем весьма глубокомысленно не принимаются в соображение ни то, к кому эти эпитеты прилагаются, ни то, по какому случаю они прилагаются, ни то, наконец, что они действительно означают.