роль метафоры в тексте
5-9 класс
|
Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») —
троп, использующий название объекта одного класса для описания объекта
другого класса. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием
искусства как подражания жизни. Метафора Аристотеля в сущности почти
неотличима от гиперболы (преувеличения), от синекдохи , от простого
сравнения или олицетворения и уподобления. Во всех случаях присутствует
перенесение смысла с одного на другое. Развёрнутая метафора породила
множество жанров.
Косвенное сообщение в виде истории или образного выражения, использующего сравнение.
Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-то аналогии, сходства, сравнения.
В метафоре можно выделить 4 «элемента»:
Категория или контекст,
Объект внутри конкретной категории,
Процесс, каким этот объект осуществляет функцию, и
Приложения этого процесса к реальным ситуациям, или пересечения с ними.
В
лексикологии — смысловая связь между значениями одного
полисемантического слова, основанная на наличии сходства (структурного,
внешнего, функционального).
Метафора в искусстве часто
становится эстетической самоцелью и вытесняет первоначальное исходное
значение слова. У Шекспира, например, часто важен не исходный житейский
смысл высказывания, а его неожиданное метафорическое значение — новый
смысл. Это приводило в недоумение Льва Толстого, воспитанного на
принципах аристотельского реализма. Проще говоря, метафора не только
отражает жизнь, но и творит её. Например, Нос майора Ковалёва в
генеральском мундире у Гоголя — это не только олицетворение, гипербола
или сравнение, но и новый смысл, которого раньше не было. Футуристы
стремились не к правдоподобию метафоры, а к её максимальному удалению от
изначального смысла. Например, «облако в штанах». В годы господства
соцреализма метафора фактически была изгнана из литературы, как приём,
уводящий от действительности. В 1970-е годы появилась группа поэтов,
начертавших на своём знамени «метафора в квадрате» или «Flink0097»
(термин Константина Кедрова). Отличительной чертой метафоры является ее
постоянное участие в развитии языка, речи и культуры в целом. Это
связано с формированием метафоры под воздействием современных источников
знаний и информации, использованием метафоры в определении объектов
технических достижений человечества.
Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта («Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого — это признак таланта» (Аристотель)). Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений («Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо! Крокодилы!» (А. П. Чехов))
Другие вопросы из категории
биография, о дате написании картины)
2) Основная часть.
а) эпизод сказки
б) волк, его стремительный бег
в) всадники:
1. Иван-царевич(поза, взгляд, одежда)
2. Елена Прекрасная(поза, волосы, одежда)
3. Чувства героев.
списывании вставьте пропущенные запятые и замените неопределённую форму
глагола полными или краткими страдательными причастиями. Объясните
употребление н и нн в суффиксах.
Напишите продолжение в
публицистическом стиле, используя причастия и отглагольные
прилагательные, объясняя, как надо себя вести в общественных местах.
Читайте также
словосочетания, в которых зависимые слова связаны с главными с помощью предлогов. Два-три предлога разберите письменно, остальные устно. Выпишите слова с пропусками и со скобками. Над какими видами орфограмм вы работали?
Из обоих окон мне видно было море. Огромные холмы с белым гребнем, с воем толкая друг друга, вст..ют, падают, опять вст..ют, только брызги, как дым, поднимают(?)ся да стон носит(?)ся в воздухе. Фрегат* взб..рётся на голову волны, дрогн..т там на гребне, потом уп..дёт на бок и начинает ск..льзить с горы, спустившись на дно между двух бугров, выпрям..тся, но только затем, чтоб тяжело перевалит(?)ся на другой бок и ле(з, с)ть вновь на холм.
(И. Гончаров)
Фрегат* - военный парусный корабль, имеющий три мачты.
Наступивш … незаметно летняя ночь окутала усталую землю темнотой и покоем. Мы сидели на крыльце дачного домика и искали на небе первую ярко засветивш …ся звезду. Запах белой сирени, пышно распустивш …ся в нашем саду, опьянял, а диск полной луны, показавш …ся из-за облачка, рождал мечты.
К какой части речи относятся слова с пропусками?
СРОЧНОО СИЖУ НА ДДОПАХ НЕ МОГУ ПОНЯТЬЬ
Докажите, вспомнив определение причастия.
Назовите его морфологические свойства, обратившись к примерам из текста.
Может ли причастие быть зависимым словом? А иметь при себе зависимые слова? Приведите примеры из текста.
Назовите синтаксическую функцию причастия?
Какова роль определений в тексте?