Причастия и деепричастия разобрать поморфемно.
5-9 класс
|
Меня очень занимала тайна весеннего мартовского снега, осевшего, изборожденного лошадиными и людскими следами, изъеденного солнцем. В солнечный день в ажурной тени от дерева я увидел на снегу целые оркестровые симфонии красок и форм. Пристроившись в тени дерева, я с увлечением стал писать. Закрыв почти весь холст, я вдруг увидел крестьянскую девушку в синей кофте и розовой юбке, шедшую через дорогу с коромыслом и ведрами. Я вскрикнул от восхищения и, попросив ее остановиться, вписал ее в пейзаж. Я писал с таким увлечением и азартом, стараясь передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной, мажорной фанфары.
осевшего: о-приставка, се-корень, вш-суффикс, его-окончание
изборожденного: из-приставка, борожд-корень, енн-суффикс, его-окончание
изъеденного:изъ-приставка, ед-корень, енн-суффикс, ого-окончание
пристроившись: при-приставка, строи-корень, вш-суффикс, и-окончание, сь-суффикс (да-да-да, суффикс после окончания)
закрыв-за-приставка, крыв-корень
шедшую-шедш-корень, ую-окончание
попросив-по-приставка, прос-корень ив-окончание
стараясь- стара-корень я-суффикс, сь-суффикс. Помните, что нужно выделять основу, в которую не входит окончание. В слове "пристроившись" нужно будет довести основу до окончания "и", прервать её (сделать пробел под "и") и завершить основу под "сь" т.к. он входит в основу
Другие вопросы из категории
В Первомай шел снег летела крупа дул ветер и деревья стояли голые с закрытыми почками и еще не было травы
запЕчатлел
мудрОсть
нАзвать
вырАжение
отвлЕчённых
обОбщающих
обрАщаться
памЯть
чуВствам
предстАвлении
реальнОсть
дрОгоценным
матЕриалом
неисчЕрпаемое
Читайте также
Создать, выбросить (1 вариант). Продать, выскочить (2 вариант).
2. Проведите морфемный анализ причастий и деепричастий.
1 вариант: искрящегося снега, моросящему дождю, снизив цену, думая о будущем, согретый обед, пробираться сквозь заросли, незатихающей бури
2 вариант: спетая песня, посиневшая полоска неба, сказав правду, сидя в машине, согревающий чай, забравшись в шалаш, негнущихся ног
З. Составьте (или подберите из выученных стихотворений) и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с причастным оборотом. Причастный оборот выделите как член предложения.
4. Составьте (или подберите из выученных стихотворений) и запишите, расставляя знаки препинания, предложение с деепричастным оборотом. Деепричастный оборот подчеркните как член предложения.
5. Определите, в каком словосочетании причастие употреблено в переносном значении. Составьте и запишите сложное предложение со словосочетанием, в котором причастие употреблено в прямом значении.
1 вариант: распущенные волосы — распущенные дети, бегающие ребята — бегающие глаза, блестящий предмет — блестящий успех
2 вариант: открытая дверь — открытая душа, погасшая лампочка — погасшая улыбка, ограниченное движение — ограниченный человек
6. Найдите ошибки в употреблении выделенных причастий и деепричастий. Запишите предложения в исправленном виде.
1) Начавший дождь спутал все планы на отдых за городом. 2) Нам было дадено задание на лето. З) Заметя волнение собеседника, я остановился. 4) Поевши вволю, уму захотелось спать.
вертикали поместите глаголы, причастия и деепричастия, а в правой по горизонтали отразите способ написания НЕ (слитно или раздельно). Заполните таблицу четырьмя примерами, обозначая в них условия выбора раздельного или слитного написания НЕ.
2. Выразительно прочитайте текст. Опишите, какая картина рисуется в вашем воображении. Определите, какова роли причастий и деепричастий в данном тексте.
3. Какой способ словообразования объединяет выделенные слова? Докажите.
На зап..де за городом г..рела заря. Точно в жерло раск..лённого, пылающ..го жи..ким золотом вулкана свал..вались тяжелые сизые облака и рдели (кроваво) красными ..нтарными, фиолетовыми огнями. А над вулканом подн..малось куп..лом вверх зел..нея бирюзой и ак..в..м..риной кроткое вечернее весеннее небо.
Медленно идя по шоссе с трудом в..лоча ноги в огромноых к..лошах Ромашов неотступно гл..дел на этот волшебный пожар. Как и всегда, с самого детства, ему чудилась за яркой вечерней зарей какая - то т..инстве..ая, св..тозарная жизнь.
Майский день. Обедневшая усадьба. Во дворе,под кустом буйно цветущей сирени, тихо дремлетстарая женщина. Это помещица. В глубине заброшенного сада виднеется помещичий дом с облупившимися колоннами и наглухо заколоченными окнами и дверьми.Женщина сидит в старинном кружевном чепце и бархатной чёрной накидке, вытянув ноги, откинув назад голову и прикрыв глаза. По её изжелта-бледному лицу длуждает слабая старческая улыбка. Быть может, ей видится былое , быть может, слышатся тихие звуки полонеза или мазурки, молодые голоса,весёлый смех...
веделенных слов, проверьте себя по толковому словарику.