В2 из предложений 10-13 выпишите слово с чередующей безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня
5-9 класс
|
(10) Скоро они наберут силу, зашумят на ветру... (11) А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. (12) Пока вал не убрали, здесь удобно прятаться. (13) А потом, наверное, посадят кусты, поставят спортивные снаряды...
Ровняют,корни равн/ровн
либо "зашумят", либо "бульдозеры".
Другие вопросы из категории
Вдруг пронеслись издали какие-то странные мерные звуки. То был не человеческий голос, не рожок, не гусли, а что-то похожее на шум ветра в тростнике, если бы тростник мог звенеть как стекло или струны.
Звуки лились мерно и заунывно, то звонкими серебряными струями, то подобные шуму колеблемого леса вдруг замолкли, как будто в порыве степного ветра.
Вдали начался как будто новый порыв вихря, обратился в длинные грустно-приятные переливы и через несколько времени кончился отрывисто подобно конскому фырканью. Но тут раздались новые звуки гораздо звончее. Казалось , множество колокольцев звенели безостановочно. Грустные заунывные звуки сменялись веселыми, но, то была не русская грусть и не русская удаль. Тут отражалось дикое величие кочующего племени и богатырские набеги, и переходы народов из края, и тоска по неизвестной первобытной родине. ТИП ТЕКСТА, ВЫПИШИТЕ ИЗ ТЕКСТА РЯД ОДНОКОРЕННЫХ СЛОВ К СЛОВУ ГРУСТЬ
молоденькие дубки,с головы до ног в жёлтых осенних листьях. Вышел я на поляну,а на ней ещё самая настоящая осень хозяйничает. ......
Читайте также
2030. РУССКИЙ ЯЗЫК. 9 класс
В начало
Настройки
Навигация
Изолированные группы: Все участники
Часть 2
(1) Когда началась война, моя сестренка была маленькой и жила в детдоме, в котором был аквариум с рыбками.
(2)Рыбок было десять. (3) Этот аквариум привезли из Москвы и поставили в спальне девочек. (4) Рыбки были золотые очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях.
(5) Девочек тоже было десять. (6) Старшей, Инне, уже исполнилось шестнадцать лет, а самой младшей, Люсеньке, только шесть. (7) Все девочки, кроме маленькой Люсеньки, были очень занятыми девочками. (8) А если у них и находилось свободное время, они возились с золотыми рыбками. (9) Хлебных крошек, конечно, не было, рыбкам сыпали кусочки казеинового клея, меняли им воду или просто любовались через толстое зеленое стекло. (10) Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку.
(11) Никто не спрашивал, что она кушает. (12) Для этого были воспитатели.
(13) И вдруг золотые рыбки стали исчезать. (14) Их оказалось сперва девять, потом восемь. (15) В углу обнаружились обглоданные головы. (16) Девочки изумленно разглядывали в аквариуме золотые луны и полулуния, но рыбки не могли говорить. (17) Они только шевелили задумчиво радужными плавниками.
(18) И девочки решили поймать вора. (19) Они не спали всю ночь и тихо лежали. (20) Когда в аквариуме заплескалась вода, девочки зажгли свет и бросились на шум. (21) Перед ними стояла маленькая Люсенька. (22) Она прижимала к животу мокрую рыбку.
(23) - Ага, попалась, рыбка! - крикнула громко одна из девочек.
(24) И маленькая Люсенька еще сильней прижала рыбку. (25) Крупные капли воды потекли по голубоватой коже, и все девочки застыли, пораженные странным сходством. (26) Они впервые видели Люсеньку такую, без одежды. (27) Молча они разглядывали худенькое, без кровинки, тельце. (28) Кожа на руках Люсеньки была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
(30) Когда старшая девочка Инна прибежала к ночной няне и попросила хоть кусочек хлеба, та проворчала:
(31) - Полуночники! (32) Опять, что ли, золотая рыбка пропала?
(33) И Инна ответила:
(34) - Нет, нянечка, не пропала. (35) Теперь не пропадет... Теперь мы уследим.
А1. В каком высказывании наиболее точно отражена главная тема этого текста?
1)Автор текста рассказывает о драматическом эпизоде из жизни свой сестры.
2)Автор посвящает свой текст раздумьям о голодном детстве детей военного времени.
3)Автор в своем тексте рассказывает о том, как зарождается милосердие, сострадание.
4)Автор в своем тексте говорит о преступном равнодушии взрослых – воспитателей детдома.
А2. Прочитайте следующий фрагмент: «(10)Но никто никогда не вспоминал про маленькую Люсеньку. (11)Никто не спрашивал, что она кушает. (12)Для этого были воспитатели».
Чем можно объяснить подобное поведение девочек?
1)Девочки были очень заняты делами.
2)Им было скучно с малышкой.
3)Девочки допоздна задерживались в школе.
4)Девочкам была безразлична судьба Люсеньки.
А3. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Зачем Инна попросила у няни кусочек хлеба?»
Инна попросила кусочек хлеба, чтобы...
1)поесть самой
2)угостить девочек
3)покормить оставшихся рыбок
4)покормить Люсеньку
А4. В каком из перечисленных словосочетаний есть слово с переносным значением?
1)мокрая рыбка
2)золотая рыбка
3)обглоданная рыбка
4)спасенная рыбка
А5. Ниже даны два предложения из прочитанного текста. С какой целью автор использует одинаковое описание золотых рыбок и Люсеньки?
(4) Рыбки были золотые и очень красивые – розовые прозрачные плавники с голубыми жилками на блестящих лунах и полулуниях. (23)Кожа на руках была розовато-прозрачная, с голубыми жилками.
1)Автор хотел подчеркнуть красоту девочки.
2)Автору хотелось, чтобы девочка была похожа на золотую рыбку.
3)Автор посчитал, что это описание – самое точное и яркое.
4)Данное сходство заставило девочек понять, как хрупка и беззащитна Люсенька.
А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик, упоминая имя сестрички, называет ее маленькой Люсенькой?»
1)Такое определение к слову ЛЮСЕНЬКА говорит о родственных отношениях рассказчика и девочки.
2)Это определение позволяет представить трагедию крохотной, никому не нужной девочки.
3)Это определение подчеркивает ее исключительность, любовь окружающих к ней.
4)Данное определение говорит о разнице в возрасте девочек и Люсеньки.
А7. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении: «Они только шевелили задумчиво радужными плавниками».
1)олицетворение
2)метафора
3)эпитет
4)гипербола
В1. Замените слово СПЕРВА из предложения 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:
В2. Из предложений 1-4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
Ответ:
В3.
(1) В Мещёре почти у всех озёр вода разного цвета. (2) Больше всего озёр с чёрной водой. (3) В иных озёрах вода напоминает блестящую тушь. (4) Трудно, не видя, представить себе этот насыщенный, густой цвет. (5) И вместе с тем вода в это озере, так же как и в Чёрном, совершенно прозрачная.
(6) Этот цвет особенно хорош осенью, когда на чёрную воду слетают жёлтые и красные листья берёз и осин. (7) Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую чёрную дорогу.
(8) Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. (9) Чёрная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отражённых, настоящие заросли – от их отражения в воде.
(10) В Урженском озере вода фиолетовая, в Сегдене – желтоватая, в Великом озере – оловянного цвета, а в озёрах за Прой – чуть синеватая. (11) В луговых озёрах летом вода прозрачная, а осенью приобретает зеленоватый морской цвет и даже запах морской воды.
(12) Но большинство озёр – чёрные. (13) Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озёр устлано толстым слоем опавших листьев. (14) Бурая листва даёт тёмный настой. (15) Но это не совсем верно. (16) Цвет объясняется торфяным дном озёр – чем старее торф, тем темнее вода.
(К.Г.Паустовский)
А1. Чем следует объяснить чёрный цвет воды в озёрах?
1) Большим количеством опавших листьев, устилающих дно.
2) Грязной, мутной водой.
3) Торфяным дном озёр.
4) Особенными бактериями, обитающими в озёрах.
А2. В каком из предложений есть СРАВНЕНИЕ?
1) 2; 2) 6; 3) 8; 4) 10
А3. Какая из характеристик предложения 4 является верной?
1) двусоставное; 3) односоставное определённо-личное;
2) односоставное безличное; 4) односоставное неопределённо-личное
А4. В каком из предложений НЕТ ГЛАГОЛОВ?
1) 3; 2) 6; 3) 10; 4) 13
В1. Из предложений 6-7 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩИМИСЯ безударными гласными в корне. ____________________________________
В2. Из предложений 8-11 выпишите слово, являющееся ИСКЛЮЧЕНИЕМ из правила: в суффиксах прилагательных –ин-, -ан-, -ян- пишется одна буква Н. _____________________________________
В3. Из предложений 7-9 выпишите ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЧАСТИЕ.
(1) Зима. (2) Из канализационного колодца валит пар. (3) Вокруг оттаявшая земля. (4) Подхожу ближе: земля шевелится. (5) Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их – горе и страх.
(6) Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомства, а значит – дохода. (7) Что же получается: деньги вместо души?
(8) Почему дефицит милосердия сегодня так велик? (9) Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? (10) Не покинет ли нас доброта навсегда? (11) Ведь уже сегодня ее недостает нам всем!
(12) Горе у товарища – мы не спешим ему на помощь. (13) Ребенок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться, - мы снова проходим мимо.
(14) Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! (15) Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. (16) Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология – сферы, в которых собаки совершают подвиг во имя человека. (17) Где же наша человеческая благодарность, милосердие?
Ответы на задания В1-В11 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.
В1. Замените слово ВЫСТАВЛЯЛИ (предложение 6) синонимом. Напишите этот синоним.
_______________________________________
В2. Из предложений 12-13 выпишите слова с непроверяемой безударной гласной в корне.
_______________________________________
В3. Из предложений 12-14 выпишите слова, в которых есть неизменяемые на письме приставки.
_______________________________________
В5. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите все цифры, обозначающие знаки препинания при однородных членах предложения.
Космос, (1) пограничная и милицейская служба,(2) медицина,(3) геология – (4) сферы, (5) в которых собаки совершают подвиг во имя человека.
________________________________________
В6. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру, при помощи которой пронумерован знак препинания, разделяющий части сложносочиненного предложения.
Да это брошенные людьми собаки, (1) и в глазах их – (2) горе и страх.
________________________________________
В7. В приведенном ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все знаки препинания, Выпишите цифру (-ы), при помощи которой (-ых) обозначен знак (-и) препинания, разделяющий (-ие) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения.
Ребенок с интересом смотрит,(1) как голубь с отрезанными лапками мучается,(2) не может приземлиться,(3) – (4) мы снова проходим мимо.
_______________________________________
В8. Из предложения 10 выпишите словосочетание, построенное на основе подчинительной связи ПРИМЫКАНИЕ.
_______________________________________
В9. Из предложения 15 выпишите грамматическую основу.
_______________________________________
В10. Среди предложений 7-12 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
_______________________________________
В11. Среди предложений 5-10 найдите предложение (-я) с вводным (-и) словом (-ами). Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-й).
расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!
1. Проч…тал поэмы Пушкина все сразу охваче(н, нн)ый тем жадным чувством которое испытыва…ш(?) попадая в (не)виданно красивое место и всегда стр…миш(?)ся об…жать его всё сразу. 2.Так бывает после б…лотистого леса когда долго ходиш(?) по м…ховым коч(?)кам и неожида(н, нн)о р…звернёт(?)ся перед тобой сухая п…ляна вся в цветах и со…нце. 3.Минуту смотриш(?) на неё очарова(н, нн)ый а потом счастливо об…жиш(?) всю и каждое прик…сновение ноги к мя…ким травам пл…дородной земли тихо радует.
4. Пушкин до того уд…вил меня пр…стотой и музыкой стиха что долгое время проза к…залась мне (не)естественной и читать ее было (не)ловко. 5.Пролог к «Руслану» напоминал мне луч(?)шие ска(з, с)ки бабушки чудесно (з,с)жав их в одну а (не)которые строки изумляли меня чека(н, нн)ой правдой и я мысле(н, нн)о повторял их и видел таинстве(н, нн)ые следы которыми пр…мята трава ещё не стр…хнувшая капель росы т…желых как ртуть. 6. (Полно)звучные строки стихов запом…нались уд…вительно легко укр…шая праз…нично все о чем г…ворили они. 7. Это делало меня счас…ливым жизнь мою – ле…кой и пр…ятной. 8.Стихи звучали как (благо)вест новой жизни. 9. Какое счастье быть грамотным!
(По М. Горькому)
2. Найдите в тексте предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер.
3. Из предложений 2 – 3 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
4. Замените словосочетание строки стихов (предложение № 6), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
5. Выпишите грамматическую основу предложения № 9.
6. Из предложения № 1 выпишите обособленное распространенное согласованное определение.
7. Среди предложений 1 – 3 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.
17) Иван Иваныч остановился у куста орешника, лицом к заре, и стал глядеть вверх.
18) Бим тоже там стал что-то выглядывать.
19) Вверху было светло, а здесь, внизу, становилось всё темнее и темнее. 20) Кто-то прошуршал по лесу и притих.