Статистика
Всего в нашей базе более 4 327 664 вопросов и 6 445 979 ответов!

Мини-сочинение на тему "Роль двоеточий в БСП"

10-11 класс

Spol1337 19 февр. 2015 г., 18:22:22 (9 лет назад)
Рейтинг
+ 0 -
0 Жалоба
+ 0 -
Anjela323277
19 февр. 2015 г., 19:45:03 (9 лет назад)

В бессоюзном сложном предложении двоеточие - один из основных знаков препинания на границе простых предложений в составе БСП. Вообще двоеточие в БСП имеет значение пояснения, расширения содержения предыдущего простого предложения. Рассмотрим предложение Пускаться плыть теперь беда: мой челн некрепок, весла ломки (Жуковский).  во втором простом предложении содержится причина, которая поясняет, почему невозможно действие, о котором говорится в первом предложении. На месте двоеточия может быть союз потому что.

 

Рассмотрим другие случаи постановки двоеточия в БСП.

 

Старик сделал исключение в своем образе жизни в честь приезда сына (а именно): он велел впустить его в свою половину во время одевания перед обедом (А.Толстой).

Второе предложение раскрывает, поясняет содержание первого. Возможна постановка между предложениями слова “а именно”

 

Второе предложение дополняет содержание первого. Возможна постановка между предложениями союза “что”. В первом предложении сказуемое часто выражено глаголом восприятия - увидел, услышал, почувствовал и т.п.: В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил: (что) почти вся она за эту ночь пожелтела (К.Паустовский)

 

Пропущены глаголы восприятия. Возможна их постановка между предложениями: Я вернулся в комнаты (и почувствовал): в них было тепло, сонно (К.Паустовский); Леонтьев услышал свист крыльев, поднял голову (и увидел): с лесных болот летели дикие утки (К.Паустовский)

Таким образом, двоеточие можно сравнить с открытыми вопротами для нашего восприятия. За этими "воротами" мы узнаем причину, получим пояснение того, что еще не знаем.

Знак "тире" на границе простых предложений в составе БСП обозначает как раз вывод, "сужение информации", т.е. является антонимом двоеточия.

Ответить

Другие вопросы из категории

1.Спишите , раскрывая скобки и вставляя пропущенные знаки

припинания .

1) Как (не,ни ) кр_пился он духом однако(же) похудел и
да(же) позеленел от таких (не,ни) взгод. 2) Чего только (не,ни) услыш_шь (не,ни) Увид_шь в тайге ночью. 3) Как (не,ни)
больно было Денису он слушал брата вн_мательно. 4) Кто в двадцатом веке (не,ни
) мечтает о космосе ? 5) Как я 9не,ни) старался зав_рнуться в бурку но холодный
ветер нах_дил где (не,ни) будь щёлку. 6) Наш брат , охотник , куда ( не,ни)
заходит ! 7) Куда я (не,ни) обр_щал свой взор я видел только траву и
болото. 8) Сколько (не,ни) переменялось
н_чальников его всегда видели всё на одном и том(же) месте… 9) Сего словами 9не)льзя было (не,ни)
согласиться. 10) Я (не,ни)мог (не) сколько раз (не,ни) улябнуться , читая
грамоту бедного ст_рика.

Светится ранней осенью

Осенью - морфологический разбор.
Прошу о помощи (желательно с пояснениями). Заранее спасибо)

Читайте также

помогите,пожалуйста, в написании сочинения на тему:проблема творческого поиска. мне хотя бы не все сочинения.... а пример, или как на

(1)Конечно, читателям легко, потому что их не терзают творческие поиски. (2)Но подумали ли вы хотя бы раз о тех мучениях, которые испытывает человек, пишущий добродетельный пасхальный рассказ?!

(3)Ведь, во-первых, все темы уже исчерпаны, пародии на темы надоели: что тут изобретешь?..

(4)У меня есть знакомый беллетрист, который не гонится ни за успехом, ни за модой, ни за деньгами...

(5)И вот как-то на страстной неделе я увидел, что мой приятель чем-то удручен или взволнован. (6)Стараясь не задеть его авторского самолюбия, я довел его до того, что он рассказал мне следующее:

– (7)Приезжает ко мне редактор. (8)И что всего хуже – мой настоящий, хороший друг...

– (9)Ради бога, пасхальный рассказ!

(10)Я кротко и убедительно верчу пуговицу его пиджака и самым нежным голосом говорю ему:

– (11)Ты сам писатель и не хуже меня знаешь, что все пасхальные темы уже использованы.

– (12)Хоть что-нибудь, – тянет он уныло, – например... «Чернильница»?!

– (13)Только очень близорукие люди выбирают для примеров и сравнений предметы, стоящие возле них!..

(14)Это задевает его за живое, и он сыплет как из мешка:

– (15)«Будка», «Кипарис», «Пале-Рояль», «Ландыш». (16)Не нравится? (17)Ну, наконец, «Травка»?..

– (18)Ага, «Травка»?.. (19)Стоп!.. (20)Это уже нечто весеннее и на пасху хорошо. (21)Давай-ка подумаем серьезно о травке!..

(22)У приятеля лицо вытягивается. (23)Я говорю ему самым нежным голосом:

– (24)Подожди... не отчаивайся! (25)Травок много, возьмем «Кресс-салат»...

– (26)«Кресс-салат»? – повторяет он уныло, как деревянный попугай.

– (27)Ну, хорошо... давай дальше! (28)Собаки лечатся травками...

– (29)Извини, это уже относится к области ветеринарии!

(30)Я догнал его уже в передней, когда он, рассерженный, всовывал свои ноги в калоши и надевал шляпу.

– (31)Надо писать серьезно, – говорил он. – (32)Конечно, я не обладаю даром... (33)Но, если бы я писал, я написал бы просто. (34)Помнишь, как мы с тобой, – тебе было одиннадцать лет, а мне десять, – как мы ели с тобой просвирки и какие-то маленькие пупырышки на огороде детской больницы?

– (35)Конечно, помню!

– (36)А помнишь молочай?

– (37)А конский щавель?

(38)Мы оба замолчали.

(39)И вдруг пред нами ярко и живо пронеслись наша опозоренная казенным учебным заведением нежность... пансион... фребелевская система... придирки классных наставников... взаимное шпионство... поруганное детство...

– (40)А помнишь, – сказал он и вдруг заплакал, – а помнишь зеленый рыхлый забор? (41)Возле него растут лопухи и глухая крапива... (42)Там всегда тень и сырость. (43)И по лопухам ползают какие-то необыкновенно золотые, или, вернее сказать, бронзовые жуки.

– (44)А помнишь еще: вдруг скользнет луч, заиграет роса на листьях?.. (45)Как густо пахнет зеленью! (46)Не отойдешь от этого московского забора! (47)Точно брильянты, горят капли росы... (48)Длинный, тонкий, белый червяк, выворачивая землю, выползает наружу... (49)Конечно, он прекрасен, потому что мы насаживали его на согнутую булавку и бросали в уличную лужу, веря, что поймаем рыбу! (50)Ну, скажи: разве можно это написать? (51)Тогда мы глядели ясными, простыми глазами, и мир доверчиво открывался для нас: звери, птицы, цветы... (52)И если мы что-нибудь любим и чувствуем, то это только жалкое отражение детских впечатлений.

– (53)Так, стало быть, рассказа не будет? – спросил редактор.

– (54)А разве все то, о чем мы говорили, – это не рассказ? (55)Такой в конце концов наивный, простой и ласковый?..

(56)Редактор обнял меня и поцеловал.

– (57)Какой ты... – сказал он, но не докончил, глаза его увлажнились, и он, быстро повернувшись, ушел, сопровождаемый веселым лаем моих милых друзей – сенбернарских песиков...

(По А.И. Куприну)*

*Куприн Александр Иванович (1870-1938 гг.) – русский писатель, обращавшийся своим творчеством к широкой демократической аудитории. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых писателей и в наши дни.

чать



Вы находитесь на странице вопроса "Мини-сочинение на тему "Роль двоеточий в БСП"", категории "русский язык". Данный вопрос относится к разделу "10-11" классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "русский язык". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.