комплексный анализ текста 9 класс
5-9 класс
|
Комплексный анализ текста. Подготовка к ГИА по русскому языку
Современный мир – это мир текстов. Они стали основным объектом не
только лингвистики, но и информатики, логики, речеведения, теории
коммуникации, психологии, мифологии и других наук.
Как и
большинство лингвистических понятий, понятие «текст» не имеет
однозначного определения.20 -30 лет назад это понятие принималось без
определений или интерпретировалось с помощью примеров. Лингвистические
словари до последнего времени определяют «текст» как речевое
произведение (или его часть), закреплённое в письменной форме.
С развитием лингвистики текста понятие « текст» всё более уточняется. Можно выделить следующие подходы исследования текстов:
структурный или лингвистический
коммуникативный
информационный
семиотический
лингвокультурологический
При
лингвистическом подходе «текст» - это два или несколько предложений,
находящихся друг с другом в смысловой связи». При коммуникативном –это
объединение языковых средств , используемых в речи, которое
обеспечивается их следованием друг за другом и их отношением к
суммарному смыслу. При информационном подходе- это упорядоченная
комбинаторика наделённых информацией элементов по правилам синтаксиса и
грамматики, которые обладают способностью присоединяться друг к другу
и образовывать значимые множественные связи. При семиотическом подходе -
«всякая знаковая структура , передающая определённое целостное
значение». Лингвокультурологический подход к понятию «текст» имеет целью
освещение особенностей менталитета народа, говорящего на конкретном
языке, и находящего отражение в разных типах текстов.
Знание законов
организации текстов, умение выделить в них «главное» и «второстепенное»
помогает учащемуся в процессе обучения правильно и быстро постичь
содержание текстов, а педагогу – принципиально по –новому организовать
обучение.
Литературный текст –это многоуровневый объект филологических исследований:
уровень «Текст – реальность»
уровень «Текст –язык»
уровень «Автор-текст»
уровень «Читатель-текст»
Помогла? Поблагодари!
увы нет. мне нужны ответы
Другие вопросы из категории
А) полномочия
Б)возможность
В)могучий
Г)помощник
Д)мощёный
Читайте также
старалось помен..ше показ..ват..ся. Этот страх перед деепричас.ным оборотом дош..л до того, что оно боялось отвечать на самые простые в..просы. Больше того: у него появилась какая (то) робость перед другими словами, даже теми, которые были Деепричастию подчинены. Оно заботилось только о том, чтобы н.. (с) кем (не) испортить отношения а потому стиралось угодить перед каждым рассылалось в благодарностях. Но когда в тексте появилась фраза «Благодаря допущен..ой ошибк.., снижен..а оценка», всем сразу стало ясно, что Деепричастие не на месте. Даже сама ошибка пон..мала, что ее н.. (за) что благодарить. Это р..шило су..ьбу Деепричастия. Его исключили из членов предложения и перевели на должность служебного слова. Слово благодаря стало Предлогом. (Ф. Кривин.)
Вопросы:
1.Докажите, что слово благодаря не совсем стало предлогом, а может употребляться и как деепричастие.
2.Приведите 2—3 примера, в которых одно и то же слово выступает в роли самостоятельной части речи и предлога
На довольно большом дереве стоящ..м, наверное, под водой на высоком пригорке сидела жадная голодная ворона и выискивала себе добычу. Невозможно бы ей было угл..деть в развилоч..ке вод..ную крысу, но на волне от соприк..сновения с хвостом плыли кружоч..ки, и вот они выдали вороне местопр..бывание крысы. Тут началась война не на живот, а на смерть.
Несколько раз от ударов клюва вороны крыса падала в воду но всё не желала стать жертвой.
Собрав последние силы так ущипнула ворону, что из неё пух полетел. Ворона чуть не упала в воду с трудом справилась, ошалелая села на дерево и стала усердно оправлять свои перья. Время от времени от боли своей вспоминая о крысе она оглядывалась на неё с таким видом, словно сама себя спрашивала Что это за крыса такая? Будто так никогда со мной не бывало!
Между тем вод..ная крыса забыла думать о вороне. Она стала навастривать бисерок своих глазок на желанный наш берег.
Срезав себе веточку она взяла её передними лапками, как руками, и обглодав бросила её в воду и поплыла. Всё это видела хищ..ная ворона и провожала храбрую крысу до самого нашего берега.
(По М. Пришвину).
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Тема текста_____________________________________________________________
4. Основная мысль текста___________________________________________________
5. Стиль текста____________________________________________________________
6. Тип текста______________________________________________________________
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропу
щенные буквы.
8. Составьте план текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты.
10. Замените в предложении Срезав себе веточку она взяла её передними лапками, как руками, и обглодав бросила её в воду и поплыла одно деепричастие глаголом.
В каком случае действие изображено ярче?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Разберите по составу слова: выискивала, срезанную, собрав
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Выпишите из текста сравнительный оборот, метафору, три эпитета.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Выполните морфологический разбор деепричастия срезав
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________