Объясните правописание глаголов:
10-11 класс
|
построишь,услышит,реют,отрежьте,подскажешь,умыться,вытрите руки,заведовать,настаивать,кочевать.
Построишь - строить - глагол 2спр., в ед.ч. 2-ого лица имеет окончание - ишь
Услышит - слышать - глагол- исключение, относится ко 2-ому спр, в ед.ч.3-его лица имеет окончание - ит.
Реют - реять - глагол 1 спр,во мн.ч.3-ешо лица - окончание - ут, - ют
Отрежьте - отрезать - глагол 1спр, в ед.ч, 2-ого лица окончание - ешь, - ежь
Подскажешь - подсказать - глагол 1спр, в ед ч.2-ого лица окончание - ешь
Умыться - возвратный глагол 1 спр.
Вытрите (руки) - вытри, вытрите - глагол повелительного наклонения
Заведовать , настаивать, кочевать - глаголы 1спр с окончанием -ать.
Построишь ( Образовано от глагола построить; перед ТЬ стоит И, значит 2 спряжение)
Услышит ( сл-искл в данном случае не действие, т.к. есть приставка)
Реют ( Образовано от глагола реять, перед ТЬ стоит Я, значит 1 спряжение)
Отрежьте ( повелительнее наклонение)
Подскажешь ( Образовано от глагола подсказать, перед ТЬ стоит А, значит 1 спряжение)
Умыться ( что сделатЬ?)
Вытрите ( повелительное наклонение)
Другие вопросы из категории
выразительность
Когда умирают кони – дышат,Когда умирают травы – сохнут,
Когда умирают солнца – они гаснут,
Когда умирают люди – они песни поют.
2. О Русь моя!... Огонь и дым.
Законы вкривь и вкось.
О, сколько именем твоим
Страдальческим клялось!
3. Ах ты, матушка — Россия,
что ты делаешь со мной?
То ли все вокруг смурные?
То ли я один смурной!
4. И рано нас равнять с болотной слизью -
Мы гнезд себе на гнили не совьем!
Мы не умрем мучительною жизнью -
Мы лучше верной смертью оживем!
5. Может, рыдал, что вода уходит?
Может, иное молил спасти?
Может быть, мстил за разор угодий?
Слезы стоят на моем пути.
6. Где твои семнадцать лет?
На Большом Каретном.
Где твои семнадцать бед?
На Большом Каретном.
Где твой черный пистолет?
На Большом Каретном.
Где тебя сегодня нет?
На Большом Каретном.
7. Ночь такая – очи выколи.
Мою лучшую строку,
нападающую – выкрали…
Ни гугу.
8. За меня невеста отрыдает честно,
За меня ребята отдадут долги,
За меня другие отпоют все песни,
И, быть может, выпьют за меня враги.
лицо , мужчина , военный , ворота , выступающий )
Читайте также
обочине, у высокого дощатого забора. (3) Все тянулась к свету и вот поднялась, долговязая, как подросток, угловатая и милая, мотая на ветру кудрявой головой.
(4) Наступил август. (5) Тонкие ветки рябины согнулись под тяжестью пышных богатых гроздьев, ярко и празднично окрашенных. (6) Деревце запылало, как костер на юру. (7) Хороша была рябинка и в погожий день, когда гроздья смеялись навстречу солнцу, и после дождя, когда каждая ягода дрожала в капле воды и ветки застенчиво протягивали свои добрые длинные листья, склеенные, как пальцы после долгого рукопожатья.
(8) Шла мимо девочка.
(9) Увидела рябинку, поахала.
(10) – Возьму-ка я одну веточку. (11) Одна веточка – это ведь так мало, ничего с деревцем не случится.
(12) И она была по-своему права.
(13) Ехал на машине усатый дядька.
(14) – Ух ты…(15) Прямо картинка… (16) Шикарно!
(17) Он остановил машину, вылез из-за руля. (18) ветки рябины так и затрещали под его сильной рукой.
(19) – Вот какая стоит богатая, небось не обеднеет, если я прихвачу для жинки две-три ветки.
(20) Что ж, он был тоже по-своему прав.
(21) Под вечер шли туристы.
(22) – Хорошая рябинка, правда, ломаная. (23) Ну, Зинка, чур, всем по одной! (24) Зря не брать, слышишь, Витька, только по одной! (25) Мы народ организованный, должны подавать пример…
(26) Шел в сумерках влюбленный.
(27) – Эх, какое дерево искорежили, смотреть больно. (28) Бездушные люди, не умеют беречь красоту!
(29) На рябинке горела одна-единственная яркая кисть, которую никто, видимо, не смог достать. (30) Влюбленный был высокого роста, он встал на цыпочки и сумел-таки дотянуться. (31) Все равно последняя кисть, она уже дереву не поможет… (32) А Люсенька обрадуется.
(33) На другой день приехал хозяйственник.
(34) – Что это еще за уродец? – строго спросил он, наткнувшись на рябинку.
(35) – Убрать. (36) Срубить. (37) А то весь вид портит.
(38) И он был по-своему прав.
(39) В этой истории все правы. (40) Виноватых нет. (41) Но и рябинки тоже нет.
(По Н. Соколовой)
Задания.
1) Каков смысл этой притчи? Исключите из перечня ответов лишний:
а) У каждого человека своя правда.
б) Надо задумываться над последствиями своих поступков.
в) Не кивайте на других, когда сами виноваты.
г) Надо беречь красоту.
2) Какая из указанных фраз звучит особенно иронично, потому что обнаруживает противоречие между словами героя и его действиями?
а) 11 б) 19 в) 25 г) 37
3) Определите стиль и тип речи__________________________
_____________________________________________________
4) Какие предложения связаны друг с другом с помощью контекстных синонимов?
а) 2 и 3 б) 5 и 6 в) 9 и 10 г) 13 и 17
5) В каком из данных предложений обратный порядок слов служит средством выразительности, придавая тексту сказовый характер?
а) 1 б) 4 в) 19 г) 29
6) Сколько раз звук [с] встречается в предложениях 17-19?
7) Определите количество морфем в выделенных словах. Сделайте их морфемный разбор.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8) Укажите способ образования подчеркнутых слов.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9) В предложениях 29 – 38 найдите слово(-а) с тремя суффиксами.______________________________________
10) Объясните правописание суффикса причастия в предложении 7._______________________________________
11) Объясните правописание Н в слове ломаная (предложение 22)._____________________________________
12) К какой части речи относится первое слово в предложении 27?________________________________
13) Укажите номера предложений, в которых инфинитив выступает в роли глагола повелительного наклонения.
_____________________________________________________
14) Назовите часть речи, к которой принадлежит слово организованный в предложении 25.___________________
15) Из предложения 7 выпишите производный предлог.
_____________________________________________________
16) Среди предложений 1-5 найдите такое, где есть два слова с чередующейся гласной в корне, напишите номер предложения._____________________
17) Из предложений 8-10 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ._______________________________
18) Среди предложений 28 - 41 найдите распространенное(-ые) безличное(-ые). Запишите номер(-а)._________________
19) В первых трех абзацах найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер.__________
20) В предложениях 1-7 найдите предложение(-я), где есть обособленное обстоятельство, обособленное определение и сравнительный оборот.______________
21) Сколько придаточных в предложении 7?___________
22) Определите вид придаточного в предложении 19._______
23) Какие средства выразительности используются в тексте? Укажите их роль.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ДАЙТЕ ПОЖАЙЛУСТА ОТВЕТЫ НА ЭТО ЗАДАНИЯ С ПОЯСНЕНИЕМ .
2. К данным словам подберите однокоренные с приставками пре- или при-. Составьте с ними предложение, объясните правописание.
Клеить, готовить, крыть, лепить, шить, коснуться, близкий, вести, быть, ходить, город, нести, сесть, гнуться, ехать, одолеть
-ащ- (-ящ-) и -ем- (-ом-), -им-.
Брызгать, бороться, веять, виться, гнать, гонять, думать, жалеть, желать, искать, клокотать, клеить, мычать, нежиться, ненавидеть, плясать, приватизировать, реять, руководить, сеять, солить, хвалить.
29. Овцы прожили вместе с пастушьими собаками несколько лет. 30. В двадцать третьем году я был послан в дальний вояж на шлюпке «Отважный». 31. Дядя обещал при первом случае объясниться с племянником. 32. И вот проклятая зелень перед глазами растаяла, стали выговариваться слова.
времени. Определите спряжение глаголов, от которых образованы причастия.
Тяжело дыш..щий человек, бор..щийся с преступниками герой, слыш.. щийся издалека звук, стел..щийся туман, завис..щие от него обстоятельства, мел..щий муку мельник, стро..щееся здание, кле..щий карандаш, ре..щие знамёна, хлопоч..щая хозяйка, леч..щий врач, дорогосто..щие товары, готов..щийся к зачёту, знач..щееся в списках, логично мысл..щий.Разыскива..мый преступник, доказыва..мое обвинение, составля..мый документ, занима..мая должность, слыш..мый соседом, вид..мый глазом, рекоменду..мая литература, отправля..мые письма, не облага..мые налогом.