напишите 5 6 выражений связанных с названием кириллических букв объясните их значение
5-9 класс
|
Аз – первая буква кириллицы, поэтому первоначальные понятия в какой-либо сфере деятельности принято называть азами. Начинать с азов означает «начинать с элементарных, простейших вещей».
До реформы орфографии 1918 года в нашем алфавите существовала буква ять, обозначавшая тот же звук, что и буква Е. Определить, в каком слове пишется ять, а в каком – Е, было очень трудно. Слова «на ять» приходилось заучивать, и для этого требовались особые старания и недюжинные способности. Поэтому владели этим правилом только лучшие из лучших. С тех пор отличные, крепкие знания обозначают выражением знать на ять.
Буква ферт – предшественница современной буквы Ф. По сходству ее формы с фигурой подбоченившегося человека позу «руки в боки» стали обозначать выражением стоять фертом.
Ижица – последняя буква кириллицы. Выражение прописать ижицу, означающее «подвергнуть физическому наказанию, выпороть», возникло в связи с тем, что следы такого наказания на теле по форме напоминали эту букву.
Другие примеры подобных устойчивых выражений: ни аза (в глаза) – не знать совершенно ничего, не иметь даже элементарных знаний; от аза до ижицы – от самого начала до самого конца; брюшко оником – круглый живот (от названия буквы он – предшественницы современной буквы О); поставить столы покоем – поставить столы в виде буквы П; мыслете (ногами) выделывать – идти нетвердым шагом, заплетающейся походкой, передвигаться зигзагами, напоминающими букву М (в кириллице эта буква называлась мыслете).
Названия кириллических букв фигурируют также в пословицах: Аз да буки избавят от скуки; Сперва аз да буки – потом все науки и др.
Другие вопросы из категории
ени: сохранить,сидеть,сажать,обуть,обувать,пилить,беспокоить,склеить,почувствовать,гнать,держать,увлечь,забывать,забыть
Читайте также
Несколько оставшихся без работы менеджеров решили открыть собственное дело. Не откладывая в долгий ящик, зарегистрировали фирму «Чемоданное настроение», намекая на то, что им до любой страны рукой подать. Были они не любители в мутной воде рыбу ловить. Создать хотели не фирму-однодневку, которая пустит пыль в глаза, заморочит людям голову, обдерёт как липку, оставит после себя филькины грамоты. С такими надо держать ухо востро, чтобы не попасть впросак.
последовательность событий, рассуждений и составьте план текста.
2. Выберите способы компрессии для каждой части текста и сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.
3. Напишите сжатое изложение.
4. Прослушайте исходный текст и сформулируйте основную тему и идею текста.
5. Проверьте связь между частями изложения и наличие авторского замысла.
2.
. О каком русском учёном идет речь? Запишите фамилию в именительном падеже без инициалов.
«Он заложил основы научного изучения фразеологии русского языка, установил три типа фразеологических оборотов (фразеологические сращéния, фразеологические единства, фразеологические сочетания)».
3.
Определите, о каком разделе языкознания идет речь в следующих высказываниях. Правильный ответ в именительном падеже внесите в таблицу ответов.
[Она] «изучает эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующих формированию выразительных средств того или другого языка» (Ш. Балли).
[Её следует определить как науку не только] «о средствах речевой выразительности», но и «о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения» (М.Н. Кожина).
4.
. О каком слове идет речь в тексте?
Слово … образовано от названия двух кириллических букв. В современном русском языке это слово обозначает то же, что и греческое слово … . В то же время наблюдается тенденция различения этих понятий: … нередко называют только совокупность букв, но не обязательно в порядке …
5.
Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо». Правильный ответ запишите в виде буквы в таблицу ответов.