СОСТАВИТЬ ПЛАН ТЕКСТА
5-9 класс
|
Синоним — слово, отличающееся от другого по звучанию, но близкое по значению.
Синонимы различаются оттенками значения (например: сырой — мокрый: сырой — пропитанный влагой насквозь, мокрый — совершенно пропитавшийся влагой; скупой — жадный: скупой — ничего не отдающий другому, жадный — всё забирающий себе) или стилистической окраской (дать — нейтральное, вручить — книжное, сунуть — разговорное).
Синонимичными могут быть не только пары слов, но и целые ряды, например: кратко, коротко, сжато, лаконично и т. п. Особенно многочисленными бывают ряды, в которых синонимы отличаются друг от друга как оттенками значения, так и стилистической окраской. Например, слово обмануть в русском языке имеет больше десятка синонимов, и среди них много ярких, эмоционально окрашенных слов и выражений: перехитрить, объегорить, надуть, провести, одурачить, околпачить, обвести, облапошить, оставить с носом, втереть очки, оставить в дураках, обвести вокруг пальца и др. Главным словом в таком пёстром синонимическом ряду принято считать наиболее общее по смыслу стилистически нейтральное слово, в данном случае — обмануть.
3. В речи синонимы используют с разными целями: чтобы тоньше разграничить оттенки смысла и точнее назвать близкие, но различающиеся свойства (Сияло солнце... блестела трава в бриллиантах дождя и золотом сверкала река. (М. Горький); чтобы избежать нежелательного повтора слов (К осени строительство дома должно быть закончено. Завершены будут и отделочные работы.).
Синонимы - это богатство языка. И чем лучше мы владеем синонимическими средствами, тем легче нам говорить и писать на этом языке
1) что такое синоним 2) виды синонимов 3) роль синонимов в речи
Другие вопросы из категории
существительное называющее живой предмет и отвечающее на вопрос кто?(12 букв)4.непостоянный грамматический признак имени существительное.(5 букв) 1 вопрос 1 слово.(красворд)
Читайте также
последовательность событий, рассуждений и составьте план текста.
2. Выберите способы компрессии для каждой части текста и сократите текст, сохраняя главную информацию и все микротемы.
3. Напишите сжатое изложение.
4. Прослушайте исходный текст и сформулируйте основную тему и идею текста.
5. Проверьте связь между частями изложения и наличие авторского замысла.
2.
. О каком русском учёном идет речь? Запишите фамилию в именительном падеже без инициалов.
«Он заложил основы научного изучения фразеологии русского языка, установил три типа фразеологических оборотов (фразеологические сращéния, фразеологические единства, фразеологические сочетания)».
3.
Определите, о каком разделе языкознания идет речь в следующих высказываниях. Правильный ответ в именительном падеже внесите в таблицу ответов.
[Она] «изучает эмоциональную экспрессию элементов языковой системы, а также взаимодействие речевых фактов, способствующих формированию выразительных средств того или другого языка» (Ш. Балли).
[Её следует определить как науку не только] «о средствах речевой выразительности», но и «о закономерностях функционирования языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации и сферы общения» (М.Н. Кожина).
4.
. О каком слове идет речь в тексте?
Слово … образовано от названия двух кириллических букв. В современном русском языке это слово обозначает то же, что и греческое слово … . В то же время наблюдается тенденция различения этих понятий: … нередко называют только совокупность букв, но не обязательно в порядке …
5.
Об одной из букв русского алфавита М.В.Ломоносов сказал: «Немой место занял, подобие как пятое колесо». Правильный ответ запишите в виде буквы в таблицу ответов.
ТЕКСТ:
Свиристели и снегири ранней весной спешат из наших уже повеселевших лесов к себе на север. От этакой-то благодати — тепло, проталины, солнце! — туда, где еще холода и снег!
На довольно большом дереве стоящ..м, наверное, под водой на высоком пригорке сидела жадная голодная ворона и выискивала себе добычу. Невозможно бы ей было угл..деть в развилоч..ке вод..ную крысу, но на волне от соприк..сновения с хвостом плыли кружоч..ки, и вот они выдали вороне местопр..бывание крысы. Тут началась война не на живот, а на смерть.
Несколько раз от ударов клюва вороны крыса падала в воду но всё не желала стать жертвой.
Собрав последние силы так ущипнула ворону, что из неё пух полетел. Ворона чуть не упала в воду с трудом справилась, ошалелая села на дерево и стала усердно оправлять свои перья. Время от времени от боли своей вспоминая о крысе она оглядывалась на неё с таким видом, словно сама себя спрашивала Что это за крыса такая? Будто так никогда со мной не бывало!
Между тем вод..ная крыса забыла думать о вороне. Она стала навастривать бисерок своих глазок на желанный наш берег.
Срезав себе веточку она взяла её передними лапками, как руками, и обглодав бросила её в воду и поплыла. Всё это видела хищ..ная ворона и провожала храбрую крысу до самого нашего берега.
(По М. Пришвину).
1. Озаглавьте текст.
2. Докажите, что это текст.
3. Тема текста_____________________________________________________________
4. Основная мысль текста___________________________________________________
5. Стиль текста____________________________________________________________
6. Тип текста______________________________________________________________
7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропу
щенные буквы.
8. Составьте план текста.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Обозначьте графически деепричастия и деепричастные обороты.
10. Замените в предложении Срезав себе веточку она взяла её передними лапками, как руками, и обглодав бросила её в воду и поплыла одно деепричастие глаголом.
В каком случае действие изображено ярче?
________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Разберите по составу слова: выискивала, срезанную, собрав
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Выпишите из текста сравнительный оборот, метафору, три эпитета.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Выполните морфологический разбор деепричастия срезав
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
интересах? В какой части называются особенности его характера? Составьте план текста.
Белка стала просить:
- Отпусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя. Но ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда скажу, а то я боюсь тебя.
Волк отпустил. Белка убежала повыше на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.
1)Озоглавьте текст.
2)Тема текста.
3)Основная мысль текста.
4)Стиль текста(худож,рассуж,...)
5)Составить план текста:....
6)Найди в тексте однокоренные слова и выпишите их...
7)Выпиши из текста глаголы говорения)
8)Схема 3 предложения составить:...
9)Синтаксический разбор первого предложения