1.Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы,раскрывая скобки и расставляя знаки препинания(письменно обьясните)
5-9 класс
|
2.Укажите, какой частью речи являются слова со знаком $
Я был озлоблен он угрюм. Мчатся тучи в(?)ются тучи (не,ни)в..димкою луна осв..щает снег $летучий мутно$ небо ночь мутна. Улыбкой яс(?)ною пр..рода $сквозь$ сон встр..чает утро года. С..рдито бился дождь в окно и ветер дул п..чально $воя$. $Где$ (не)когда всё было пусто голо теперь м..л..дая роща разр..слась. Р..дел на небе мрак глубокий л..жился день на тёмный дол вз..шла з..ря. Д..лина тихая др..мала в ноч(?)ной $одетая$ туман. Катятся ядра свищ..т пули н..висли хладные штыки. $Мне$ грус(?)но и легко п..чаль моя св..тла. И сердце $вновь$ г..рит и любит (от)того что (не,ни)любить оно (не,ни)может.
Я был озлоблен, он угрюм.(две грамматические основы).Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна освещает снег (прилагательное)летучий; Мутно(наречие) небо,ночь мутна.(две грамматические основы в обоих случаях,Точка с запятой ставится между независимыми предложениями, объединяемыми в одно сложное предложение без помощи союзов, особенно если такие предложения значительно распространены и имеют внутри себя запятые),вьются-разделительный мягкий знак следует писать внутри слов после согласных букв перед гласными я,е,ю,ё,и,невидимка-имеет отрицательный смысл,без не не употребляется,освЕщает-можно проверить(проверяемое слово-свет,светит (падает ударение на Е). Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.(простое предложение без запятой,прИрода-словарное слово,существительное,сквозь-производный предлог, встречает-можно проверить словом встрЕча). Сердито бился дождь в окно, и ветер дул, печально воя.(сердито проверяем словом сЕрдится,сложное предложение две грамматические основы,"печально воя"-деепричастный оборот,который выделяется запятыми,печально(наречие)-от слова "печаль",которое является словарным словом,воя-деепричастие).Где некогда всё было пусто, голо, теперь младая роща разрослась.(запятые: потому что перечисление,потому что две грамматические основы,где-наречие,некогда(местоимение)-с НЕ-вместе(можно проверить Е ударением),разрослась-раст,рос(известные безударные корни).Редел на небе мрак глубокий, ложился день на тёмный дол, взошла заря.(3 грамматические основы,поэтому 3 запятые,редел-проверочное слово-рЕже,рЕдкий,ложился,заря(еще одни известные безударные корни),взошла-пр.слово-всхОдит).Долина тихая дремала, в ночной одетая туман.(причастный оборот,долина-проверочное слово-дОл,дремала-дрЕмлет,ночной(прилагательное)-ЧК ЧН пиши без мягкого знака,одетая-причастие).Катятся ядра, свищут пули; Нависли хладные штыки.(запятая-потому что две грамматические основы, точка с запятой-смотри выше,свищут-вопрос "Что делаЮт?" чу-щу с буквой у,1 спр).Мне грустно и легко;печаль моя светла.(мне-местоимение,грустно-наречие,от слова грусТь,печаль-непроверяемая гласная в корне,светла-проверочное слово-свЕт). И сердце вновь горит и любит- оттого, что не любить оно не может.(тире в конце третьего предложения отделяет описание чувств от той части, где осмысливается их причина, осмысливается как бы внезапно, по какому-то вдохновению,вновь-наречие,горит-Корень ГАР в словах пишут ТОЛЬКО !! под ударением, если он безударный--только ГОР! Оттого-наречие пишется в этом случае слитно,не любить,не может-не с глаголами раздельно.
Другие вопросы из категории
подосиновик<-
Приналечь
мечтатель
чайник
меткость
земли.Так,Евразия занимает около 54 млн. км ^{2}, Африка около 30,3 млн. км^{2},Северная Америка-24,2 млн. км^{2}. Южная Америка -около 18 млн.км^{2}, антарктида-14 млн. км^{2}, Австралия и Океания_около 9.
Читайте также
За один раз дерева (не) сруб…ш…. Наперед (не) зна…ш…, где найдеш…, где потеря…ш….За двумя зайцами погон….ш…ся, ни одного не пойма….ш…. Грамоте учит…ся- всегда пригодит….ся. Лодырю всегда( не) здоров….т…ся. перед свиньями бисера ( не) меч…т. Глаза что плошки, а (не) вид…т ни крошки.
13. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
( Не) стыдись (не) знать, стыдись (не) учит…ся. Совесть с молоточком: и постук…вает, и послуш….вает. Авоська веревки вьет, небоська петли накид…вает. Состав…те предложения с глаголами повелительного наклонения. Составите – покаж….те мне. Солнечный свет оказ….вает благотворное влияние на организм. В соревнованиях участвовали спортсмены из разных стран. Мы долго бесед….вали о прочитанной книге. Воз…ми и проверь свою работу.
(с)начала (на)зад потом (в)перед. Еще (пол)часа – и мы будем на месте.
Проехав разбитую автомашинами пр_брежную полосу (за)тем заброшен_ый сад и ерик заросший кувшинками мы выезжаем на поляну над Волгой. Осмотревшись решаем ост_новиться под старой ивой дремл_щей над водой. Прохладный ветерок шумно пробежал в вышине зак_чав верхушки осокорей обступивших поляну. (Не)подалеку еще др_мали кусты солодовника досматривая утрен_ие сны.
А (в)низу без устали трудилась Волга. Т_жело дыш_щий буксир (не)останавливаясь н_ на минуту толкал вдоль песчан_ой косы три баржи гружен_ые арбузами. Окутавшись покрывалом водян_ой пыли ящерицей прошмыгнула мимо него «Ракета». (Не)уклюжий танкер заметив ее (не)громко посигналил сиреной. От него бежали горбатые волны с рокотом накатывались на берег вздымали лодки к_чали плещ_щихся у берега ребятишек. Мы сбросили одежду и то(же) побежали купаться.
(с)начала (на)зад потом (в)перед. Еще (пол)часа – и мы будем на месте.
Проехав разбитую автомашинами пр_брежную полосу (за)тем заброшен_ый сад и ерик заросший кувшинками мы выезжаем на поляну над Волгой. Осмотревшись решаем ост_новиться под старой ивой дремл_щей над водой. Прохладный ветерок шумно пробежал в вышине зак_чав верхушки осокорей обступивших поляну. (Не)подалеку еще др_мали кусты солодовника досматривая утрен_ие сны.
А (в)низу без устали трудилась Волга. Т_жело дыш_щий буксир (не)останавливаясь н_ на минуту толкал вдоль песчан_ой косы три баржи гружен_ые арбузами. Окутавшись покрывалом водян_ой пыли ящерицей прошмыгнула мимо него «Ракета». (Не)уклюжий танкер заметив ее (не)громко посигналил сиреной. От него бежали горбатые волны с рокотом накатывались на берег вздымали лодки к_чали плещ_щихся у берега ребятишек. Мы сбросили одежду и то(же) побежали купаться.
(в)следстви_ гололеда много аварий; (в)продолжени_ к_никул бездельнич_л; изм_нения (в)течени_ реки; узнать интересные подробности (в)продолжени_ повести; молчать (в)течени_ всего пути; заинт_ресован (в)продолжени_ встреч(?); внести поправки (в)следстви_.
Карточка 2. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Обоснуйте свой выбор написания предлогов и омонимичных им существительных.
1. (В)течени_ всего дня мама (не)разговаривала со мной. 2. (В)следстви_ по уголовному делу появились новые материалы. 3. Ученые изучают Арктику (в)продолжени_ (не)скольких десятилетий. 4. Дунай в нижнем течени_ замерзает зимой почти на полтора месяца. 5. (В)следстви_ оледенения самолет начал терять высоту. 6. Я имел (в)виду совсем другое средство.
Карточка 3. Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы.
1. Автор внес изменения (в)продолжени_ романа. 2. Цветет сушеница (в)течени_ лета. 3. Ручей в своем коротком течени_ делает несколько поворотов. 4. Р_стение покрыто ш_лковистым (серебристо)белым опушением, (в)следстви_ чего оно каж_тся седым. 5. Впоследстви_ эту вершину назвали «Леной». 6. Существе_ые поправки были внесены (в)следстви_ по делу о краже. 7. (В)последстви_ я узнал историю родного села. 8. Об этом персонаже авт_р еще напишет (в)продолжени_ повести. 9. Все деньги переведите (на)счет нашей фирмы.
каждого знака препинания. Установите, какими обособленными членами осложнены предложения.Поэтична наша русская берёза, выр_сшая где(нибудь) на м_же между рж_ным и клев_рным полем. Р_мантичен с_бирский кедр, подн_мающ_йся, как из ск_лы, а кроной впут_вш_йся в облака. Уд_вителен эвклипт, ф_нтастичен бобаб, экз_тична пальма.
Но (не, ни)одно из земных деревьев (не, ни)может ср_вниться с замчательной славой оливы. Ей вып_ла доля служить симв_лом земной тиш_ны и бл_гополучия, симв_лом мира на земле. Оливковую ветвь несёт голубь в своём клюв_, и уродливые железные птицы, начинённые смертью и (не, ни)навистью, бе(с, сс)ильны против него. На к_менистой земле, раск_лё(н, нн)ой (пол)дневным солнцем, мы пон_ли, за что вып_ла оливам такая честь. Пожалуй, (не, ни) в одно дерево (не, ни)вклад_вается столько чел_веческого труда, как в оливу. Оливковую ветвь в клюве голубя мог бы зам_нить разве только т_жёлый хлебный колос.
(По В. Солоухину)