Тема "Типы придаточных" : списать, подчеркнуть грам. основу, определить типы придаточных
10-11 класс
|
1) Он шагал, заботясь, чтобы щебень не скрипел под ногами.
2) Проснувшись, я увидел, что уже два часа дня.
3) Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.
4) Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.
1) Он шагал, заботясь,
чтобы щебень не скрипел под
ногами.(изъяснительная)
2) Проснувшись,
я увидел, что уже два часа
дня.(изъяснительная)
3) Все молчали,
чтобы расслышать шорох
цветов.(обстоятельственная цели)
4)
Когда я подъехал к перевозу, уже
вечерело. (обстоятельственная
времени)
5) Если ты что-нибудь
делаешь, делай хорошо.(обстоятельственная
условия)
6) Когда читаешь книгу,
обращайся с ней аккуратно.(обстоятельственная
условия)
7) Яхта изменила курс, так
как попала в туман.(обстоятельственная
причины)
8) Когда директор вызывал
меня, я замирал от страха. (обстоятельственная
условия)
9) Я помню время, когда ты
был еще ребенком. (определительная)
10)
Мать спрашивала о том, когда же мы
наконец приедем. (изъяснительная)
11)
Там, где был родник, мы сделали
привал.(обстоятельственная места)
12)
На поляну, где рос дуб, мы вышли
под вечер.(определительная)
13) Я
знаю, где растут грибы, и летом
поеду туда.(изъяснительная)
14) Я
помню тот день, когда впервые побывал
в театре. (определительная)
заранее спасибо
Другие вопросы из категории
Читайте также
подчеркните грамматические основы, определите у придаточных обстоятельственных их вид.
1) Ибрагим чувствовал, что судьба его должна была перемениться и что связь его рано или поздно могла дойти до сведения графа Д. (Пушк.); Кутузов между тем подошел к деревне и сел в тени ближайшего дома на лавку, которую бегом принес один казак, а другой поспешно покрыл ковриком (Л. Толст.); В то время как Пьер входил в окоп, он заметил, что на батарее выстрелов не слышно было, но какие-то люди что-то делали там (Л. Толст.)
ветру разв…ваются а сосны и ели березы и ивы словно скл…нились над дивным конем и его с…доком тянут к нему ветви, к…дают охапкой листья на св…ркающий шлем и на латы.
З…ря долго тянется осе…ими вечерами потому что солнце с неба как буд(то) падает (на)искосок и не сразу в землю уход…т а катится как огне…ое колесо туда где кажется вид…н край земли а за ним виднеют…ся (не)обозримая небесная пустош.. и голубой луг с золотыми цветами в (пол)ночь цветы срываются с веток от ветра и медленно плавно падают на землю чертя в воздух… прощальную золотистую дугу.
Словно большие картины с торопливым рисунком углем ра…кинулись поля и поляны по краям их поч…рневшие кроны лесных деревьев а на неб… осторожно зам…гали зеленоватые осе…ие звезды будто боятся они (в)низ оборват…ся и прочертить по небосводу вещую золотую строку по которой мес…ные невесты будут гадать о возвр…щении своих женихов.
Луга (давным) давно скоше…ы и только (кое) где как д…ковину увид…шь среди (с/з)жатого поля кресты из снопов стоят они солдатской шеренгой и то ли их крестьянка не успела уве…ти то ли с горя потому что мужа забрили в солдаты она о них забыла но стояли они как будто подж…дая хозяйку и с самого края полос возле них (не)дожатый клин св…лявшийся на ветру и пр…битый дождем как грива у лошад… на которой ездил всю ночь домовой.
Задания к предложениям.
Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Определите количество частей в предложении. Определите виды связи между частями предложения. Найдите союзы и союзные слова. Определите типы односоставных предложений (если есть). Определите типы придаточных предложений. Работа с оценочным листом.заданий).
2.Определить тип сложного предложения. выделить грам. основы.
3.Выпишите основу первой части. Тип сказуемого.
4.Напишите номера частей, а) в которых есть обособленные определения.
б)которые являются неполными предложениями
5.Напишите номер придаточной части, тип придаточного.
6. Выписать из 6 части словосочетание со связью примыкание.
7. Определить. какой часть речи является слово сквозь.
8. Определите способ образования слов парковый, сельский, звездный.
9.Выписать все причастия.
Вот текст:
Народа набралось великое множество: в глубине разместились мужики и бабы, посередке дачники и дачницы, впереди же на белых парковых скамейках-человек двадцать солдат из сельского лазарета, нахохленых, тихих, с проплешинами в серой синеве, коротко стриженных, очень кргулых голов, а в стенах, украшенных еловой хвоей, там и сям были щели, сквозь которые глядели звездная ночь, да черные тени мальчишек, взгромоздившихся по той стороне на высоко наваленные бревна.
договор п_чатью, зав_зировать документ, зав_зался спор.
1.2. Расстила...щаяся по долине, вид...щий насквозь, уверя...щий в своей правоте, беле...щий парус, мысл...щий отвлечённо, недремл...щий глаз, запива...щий лекарство, кол...щееся растение, ворку...щие голуби.
1.3. Во…наградить, бе…шумный, ра…жечь, и…мучить, пр…брежный, пр…остановиться, пр…прятать, пр…увеличить, пр…вращать, пр_гладить, раз…граться, под…тожить.
1.4. (Не)проглядная вьюга, (не)легче,(не)видящий никого, (не)шерстяной, (не)чувствуя, (не)заметил, (не)раскрытые окна, (не)(от)чего, (не)помня себя, (не)смотря в словарь.
1.5. Раше..ый, соловьи..ый, нежда..ый, увлече..ый, не высаже..ы, подкова..ый, кова…ный-перекова…ый, гости…ая, ране…ый в плечо боец, жаре…ый.
1.6. Они вышли (на)встречу друзьям. согласно приказ…, благодаря совет…, вопреки предсказании…, интересовался (на)счет работы, обсудим по приезд…, (в)течении… времени.
Задание 2. Расставьте пропущенные знаки препинания.
1. У Чарльза Диккенса спросите что было в Лондоне тогда.
2. И на этой земле угрюмой счастлив тем что я дышал и жил.
3. И старый пес ложась у ваших ног вздохнет о том что тоже одинок.
4. Ничего голубка Эвридика что у нас студеная зима.
5. Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
6. Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
Задание3. Выпишите из предложения словосочетание(я) с подчинительной связью СОГЛАСОВАНИЕ.
Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору, потому что была уже осень и гололедица.
Ответ______________________________________________________________
Задание 5. Расставьте знаки препинания в СПП, подчеркните грамматические основы, составьте схему каждого предложения и укажите вид придаточного предложения (определительное, изъяснительное, причины и т.д.)
1. Если я заболею к врачам обращаться не стану.
______________________________________________________________
2. Он привязал его таким образом что крышка болталась и звенела.
______________________________________________________________
3. И вот наступила та долгожданная пора когда солнце растопило снег и засияло в полную силу.__________________________________________
4. Мне хотелось чтобы эта книга была интересна всем.
______________________________________________________________
5. Статья оказалась настолько сложной что смысл ее был понятен только специалистам-филологам._________________________________________
6. Всякий раз как только показывалось солнце замерзший пруд блестел как только что вымытое зеркало.______________________________________